Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
РЕЦЕПТУРА ОПЫТА 

Юта ПРЕДИГЕР

Скажи «нет»... запугиванию

В процессе профилактики наркомании в немецких школах были сделаны два неожиданных вывода

Есть такая интерактивная игра – «Диспетчер и пилот». Одному ребенку завязывают глаза, а другой должен провести его сквозь коридор (что-то вроде посадочной полосы), построенный одноклассниками. На полу разбросаны различные препятствия, путь указать можно только словами. Так вырабатывается чувство доверия к людям и у «пилота», и у «диспетчера».
Принцип доверия и ответственности, принцип «пилота и диспетчера», важен и в отношениях между преподавателем и учеником. Если на пути у ребенка оказываются непреодолимые препятствия, неразрешимые проблемы, учитель может помочь найти решение, указать верное направление. Особенно ученику, который столкнулся с проблемой наркотической зависимости. И не важно, легальные ли наркотики – алкоголь, сигареты или нелегальные – гашиш, экстази, героин стали тому причиной.
Два основных вывода были сделаны в немецких школах в процессе борьбы с наркоманией. Во-первых, метод запугивания ничего не дает. Раньше школьникам показывали страшные картинки с изъязвленными ногтями и желтыми от никотина пальцами, с черными, как сажа, легкими. Но испуг недолго удерживает от искушения. Любопытные дети все равно хотят «это» попробовать. Вывод логичен, хотя и кажется неожиданным: подростки скорее откажутся от желания нарушить запрет, если перед ними будет положительный, а не отрицательный пример.
Профилактика наркомании становится чрезвычайно важной. В детях прежде всего надо развивать веру в себя, тогда их жизнь будет свободна от наркотиков.
Во-вторых, взрослым нужно все время помнить, что корень всего – тоска. У молодых много проблем, а сил и опыта для их решения не хватает. Отчаяние, усталость. Хочется отвлечься, забыть обо всем, расслабиться. Как это сделать? Не каждый подросток владеет техникой релаксации, медитации или аутотренинга. Зато наркотик всегда под рукой.
Героин во много раз опаснее, чем регулярная выпивка. Но и то и другое одинаково разрушают личность ребенка. Наша цель – поддержать детей, которые по разным причинам (физиологическим или генетическим) склонны к наркомании. Мы можем раскрыть перед ними перспективы в жизни, помочь найти цель, ради которой стоит беречь себя. У педагога здесь самая важная роль – роль «диспетчера».
В немецких школах министерство образования в приказном порядке ввело должность доверенного учителя – преподавателя, занимающегося проблемами наркотиков. В идеале этот человек имеет четкое представление о том, с кем работает. Однако чаще бывает так, что нелегкую дополнительную обязанность принимает на себя тот, кто просто не успел отказаться. Доверенный учитель должен поддерживать контакт с местными организациями, занимающимися борьбой с наркоманией. Он обязан знать, какие наркотики как действуют, где и как их можно добыть, кто их распространяет.
Такой человек пользуется доверием у ребят, воспринимается ими как некий образец для подражания. Это, конечно, мечта. В реальности учитель, пожалуй, последний человек, к которому подросток подойдет поговорить о своих проблемах.
Министерству же мнится другой образ учителя: он не курит на территории школы, борется с курильщиками и наркоманами, участвует в школьных проектах, поездках, поддерживает инициативы учеников и так далее... Представляете себе такого?
Вот и в Германии сегодня недовольны своими учителями. Результаты Пиза-теста (международное исследование уровня знаний школьников), по которым Германия оказалась далеко позади многих европейских стран, шокировали общественность. Ведь немецкая школа славилась своими четкими требованиями. А тут еще наркоманов полно развелось. Доверия к педагогам со стороны учеников и родителей никакого. Порой и уважения не хватает. Классы переполнены, оснащение скудное, сплошные трудные дети... Сложно! Невозможно соответствовать идеалу, тем требованиям, которые предъявляются настоящему доверенному учителю. Уж он-то даже в этих условиях заметил бы, что у Ганса или у Фридриха какие-то проблемы.
Но педагогу чаще всего не до наблюдений. А если какой-нибудь ребенок все же расскажет ему о своих проблемах с наркотиками, чем он поможет?
По инструкции он должен сохранить тайну, а значит, и доверие подростка. Даже коллегам ничего не рассказывать. Так записано в официальных документах министерства образования. А если существует опасность для окружающих? Например, подросток продает наркотики в школе. В этой ситуации учитель обязан проинформировать директора школы, и подростку грозит отчисление. Вот чем обернется для него откровенность.
Часто приходится привлекать различных консультантов, родителей. Понятно, как тут важна деликатность. Допустишь промах – возвращение ребенка в нормальную школьную жизнь станет невозможным. Бедный, бедный «диспетчер»! Хранить чужие тайны непросто. А вдруг проговоришься в учительской? Скандала не избежать, судьба ребенка окажется под угрозой.
Весной прошлого года в гимназии в Эрфурте один из отчисленных учеников застрелил 16 одноклассников. Теперь министерство образования Германии предписывает уделять пристальное внимание тем, кто не привлекает к себе «особого внимания», тем, кого не принимает класс, – аутсайдерам. У Роберта Штайнхойзера, школьника-убийцы из Эрфурта, была компьютерная зависимость. Он сутками напролет играл в летчика. Но, находясь на борту виртуального истребителя, давно потерял связь с диспетчером...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru