БИЛЕТ НА ЭКЗАМЕН
Тест на ошибки
С чем труднее всего было справляться
ученикам на едином экзамене 2002 года
На официальном сайте www.ege.ru
в рубрике «Конкурс КИМов» приведен
аналитический отчет по результатам первого
этапа единого государственного экзамена 2002 года.
В отчете можно найти краткую характеристику
комплекта заданий ЕГЭ-2002 (по математике, русскому
языку, физике, биологии, химии, географии,
обществознанию и истории), а главное, данные о том,
как выпускники справились с их выполнением.
Здесь приведен подробный разбор ошибок и сделаны
выводы, на какие разделы программы и виды заданий
следует обратить внимание при подготовке к
новому ЕГЭ. Публикуем некоторые из этих данных.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Наиболее прочно усвоены выпускниками
разделы: лексика и фразеология, фонетика и
орфоэпия. Вместе с тем до 96 % экзаменуемых
допускали ошибки в заданиях по морфологии,
например, определяя принадлежность конкретного
слова к той или иной части речи (краткое
прилагательное, служебные части речи). Слабые
стороны практической подготовки –
орфографические и пунктуационные навыки.
Пунктуационные ошибки, несомненно, в какой-то
степени обусловлены низким уровнем знаний по
синтаксису, поскольку употребление знаков
препинания в русском языке регулируется
синтаксическими законами. Наконец, значительное
число выпускников не владеют важнейшими
умениями, связанными с чтением и интерпретацией
текста, а также навыками создания своего
собственного речевого высказывания на
предложенную тему. Так, только 33% выпускников
умеют вдумчиво читать текст, правильно его
интерпретировать; примерно столько же смогли
аргументированно доказать свою точку зрения в
сочинении-рецензии. Только 40% умеют излагать свои
мысли грамотно, не нарушая норм литературного
языка, и 23% – делают это последовательно и
логично.
МАТЕМАТИКА
Экзамен по математике, самый массовый,
выявил, что с большинством базовых заданий по
курсу алгебры и начал анализа справились в целом
от 40 до 75% выпускников. Результаты по задачам с
геометрическим содержанием оказались ниже,
причем выяснилось: знания по стереометрии
прочнее, чем по планиметрии. Последний факт
аналитики объясняют тем, что курс планиметрии
значительно разнообразнее, содержит меньше
задач, к которым применимы алгоритмы решения, и,
кроме того, изучается в средней школе, а в старшей
уже забывается.
ФИЗИКА
Наибольшие затруднения вызвали задания
по специальной теории относительности. Основные
недостатки знаний и умений школьников, которые
выявил экзамен: слабое знание существа
физических формул и как следствие неумение их
применять; расчетные ошибки; неумение оценить
реальность полученного результата, сделать
прикидку; трудности с выполнением качественных
заданий на понимание физических явлений и
законов, на определение границ их применимости. (В
целом расчетные задачи выполняются существенно
лучше, чем качественные.)
БиологиЯ
Большинство выпускников хуже всего справились с
заданиями, где требовался свободный развернутый
ответ. Аналитики рекомендуют: усилить внимание к
формированию и проверке знаний об основных
биологических закономерностях, теориях, научных
фактах; увеличить долю учебных задач по
цитологии, генетике, экологии и эволюции; уделить
внимание формированию умений сравнивать,
устанавливать причинно-следственные связи,
критически осмысливать явления природы;
увеличить число задач практического содержания.
ИСТОРИЯ
Наиболее трудно выпускникам давались
задания на оперирование понятиями, выявление их
признаков, на соотнесение конкретно-исторических
знаний с обобщенными, теоретическими. В работе с
документами лучше (хотя далеко не всегда)
показано умение извлечь необходимую информацию
из текста, чем умение применить исторические
знания к ситуации, описанной в тексте. В
развернутых ответах многим недоставало умения
логически выстроить изложение, применить все
необходимые понятия, сделать обобщение по
представленному материалу. Судя по ответам, в
части С ученики затрудняются в самостоятельной
поисковой, творческой деятельности, поэтому одна
из рекомендаций – больше использовать в
обучении истории различные формы творческих
занятий, практические семинары-практикумы,
написание и обсуждение рефератов.
ХИМИЯ
Необходимо усилить формирование умения
анализировать сущность предложенного задания,
применять полученные теоретические знания в
конкретных условиях, обратить внимание на
усвоение знаний прикладного характера и
одновременно терминологии, на практическое
применение знаний при решении расчетных задач
различными способами.
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Хуже усвоены функции культурных
традиций в обществе, вопросы о взаимодействии
духовной и материальной культуры, о проявлении
отклоняющегося поведения, факторах производства,
экономических признаках собственности,
источниках дохода госбюджета, законодательстве
РФ.
ГЕОГРАФИЯ
Наибольшее затруднение вызвали задания
на анализ, сравнение, установление причинно-следственных
связей, которые требовали умения применять
полученные знания в новой ситуации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|