БИЛЕТ НА ЭКЗАМЕН
Эксперимент только начался, но опыт
уже есть
Как подготовиться к единому экзамену?
Лучше всего это знают те, кому уже довелось через
него пройти
Пытаясь разобраться в секретах
подготовки к ЕГЭ, мы обращались с вопросами к
директорам школ, учителям и ребятам – участникам
эксперимента прошлых лет.
Ирина Михайловна ЯШИНА, директор
общеобразовательной школы № 40 с углубленным
изучением отдельных предметов, Заслуженный
учитель Чувашской Республики, награждена
нагрудным знаком «Почетный работник общего
образования РФ», г. Чебоксары:
– Подготовку к ЕГЭ в школе нужно вести
планомерно.
Чтобы результаты ЕГЭ не огорчили вас, уважаемые
директора и заместители директоров по УВР,
помните:
1. Составляя план ВШК на следующий учебный год,
внесите в него мероприятия по проведению
тестового контроля знаний учащихся.
2. В начале учебного года ознакомьте родителей и
учащихся с требованиями, условиями и
результатами ЕГЭ, объясните преимущества сдачи
ЕГЭ перед другими формами вступительных
экзаменов.
3. Запланируйте проведение методических
семинаров по подготовке и проведению ЕГЭ.
4. Проконтролируйте обеспеченность учащихся
учебными КИМами.
5. Помогите учителю в составлении тематического
планирования в выпускных разноуровневых
классах.
6. Продумайте при недостаточном количестве часов
по предмету другие формы подготовки к выпускным
экзаменам (спецкурсы, платные образовательные
услуги и т. д.).
7. Поручите заранее классным руководителям
составление списков учащихся для сдачи
экзаменов по выбору, чтобы при составлении
школьного расписания экзаменов не было
совпадения с ЕГЭ.
8. Не позднее марта проведите в школах пробное
тестирование по математике, русскому языку с
целью выявления уровня подготовленности
учащихся и корректировки плана работы.
9. Перед экзаменами дайте учащимся положительную
установку, организуйте встречи с психологом,
выпускниками, успешно сдавшими ЕГЭ в предыдущие
годы.
Ярослав Петрович ЛЫСЕНКО, учитель биологии
лицея № 1, трижды Соросовский учитель, г.
Чебоксары:
– Я включился в организацию ЕГЭ в качестве члена
региональной государственной экзаменационной
комиссии.
Могу отметить, что на ЕГЭ дети волновались не
больше, чем при обычном экзамене.
Вопросы по биологии (мой предмет) не выходили за
рамки учебной программы 6–11 классов. Но, конечно,
чтобы ответить на все, знать учебник
недостаточно и нужно стараться в течение всех
лет обучения.
Дети моего класса сдали ЕГЭ неожиданно легко.
Правда, у меня особая программа, материала в 10 раз
больше, чем по обычной, больше часов (три вместо
двух в неделю). Лицейское заведение, знаете,
случайных детей нет. Но после экзамена буду
программу корректировать (что усилить, что
опустить).
Учителям стало труднее. В нашей школе работа
ведется на каникулах после уроков. Ребят никто не
принуждает – сами просят. Можно сказать, они
стали ответственнее. Раньше определяются с
выбором профессии, раньше начинают готовиться к
экзаменам.
Я бы сказал, с появлением ЕГЭ репетиторство во
многом перешло в руки школьных учителей, вузы
отошли на второй план.
В подготовке к ЕГЭ важен внутренний настрой,
никто ни к чему учителей не принуждает. Тут речь
идет о самоуважении и о том, чтобы ученики не
могли предъявить к тебе претензии. Деньги здесь
ни при чем.
Кстати, при рассмотрении апелляций некоторым
детям баллы даже понизили, и теперь уже видно:
бери, что дают.
Сергей АЛЕКСЕЕВ, выпускник 2002 года, студент
первого курса электроэнергетического
факультета Чувашского государственного
университета:
– Каждый выпускник, какой бы экзамен ни сдавал,
испытывает в чем-то недостаток и неуверенность, а
свои неудачи перекладывает на учителей и строгую
организацию. У меня претензий никаких нет. Только
вот калькулятором не разрешали пользоваться (на
экзамене по математике).
О том, что нам предстоит ЕГЭ, мы узнали во второй
четверти десятого класса. Тогда же нам выдали
листы с заданиями, как на ЕГЭ, только с учетом
пройденной программы. В 11 классе мы
сосредоточились на подготовке к решению задач
части С. На самом экзамене некоторые задания
показались мне прямо знакомыми.
Чтобы подготовиться к ЕГЭ, мы заранее прошли
учебные курсы по тем предметам, которые сдавали
(за 2–3 четверти).
Отметки в третьей и четвертой четвертях получали
за выполнение тестов, за контрольные и
самостоятельные работы. Устных ответов не было.
По русскому писали много сочинений-рецензий,
обсуждали ошибки и недочеты.
На уроках математики решали тесты. Поскольку они
требуют много времени, нам приходилось
использовать для занятий любые свободные часы. А
такие иногда находились: у нас завуч преподает
историю, и когда она уходила куда-нибудь на
совещание, вместо истории ставили
дополнительную математику. Или мы приходили
доделывать тест после уроков, на дополнительных
занятиях. Оплата была небольшая, не больше 60
рублей в месяц.
Еще с нами занимался доцент из вуза, готовил к
поступлению в московские вузы (МГУ, МФТИ, МЭСИ).
Учителя до экзамена говорили, что может
сложиться такая ситуация: в помещении будет
слишком много человек, они будут друг другу
мешать. Этого не случилось, у всех были отдельные
парты.
Что бы я посоветовал нынешним ученикам?
Настройся на оптимистичный лад. Набирайся опыта
в решении задач, а не зубри теорию. Расширяй свой
кругозор по тому предмету, который собираешься
сдавать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|