БИЛЕТ НА ЭКЗАМЕН
Весна – один из самых напряженных периодов в
подготовке к предстоящему единому
государственному экзамену. Завершается обучение
администраторов, операторов, экспертов (из числа
школьных учителей, преподавателей вузов и
ссузов), которые будут участвовать в проведении
экзамена и проверке работ. Заканчивается
разработка и экспертиза
контрольно-измерительных материалов (КИМов) по 13
предметам, включая четыре иностранных языка, их
утверждение и передача на тиражирование.
Организуется сбор информации об образовательных
учреждениях и выпускниках, планирующих принять
участие в ЕГЭ, а также подготовка приказов,
касающихся участия в эксперименте учреждений
высшего и среднего профессионального
образования. Совершенствуются инструкции.
Вся эта работа распределена по четырем основным
уровням: федеральному, региональному,
муниципальному и уровню образовательного
учреждения. Мы попытались выяснить, что же
реально ложится на плечи региона и школы в
подготовке к ЕГЭ-2003, начав, конечно, со знакомства
с задачами, которые решаются централизованно.
ЕГЭ: разрез по вертикали
Чтобы единый экзамен заработал, к нему
сегодня приходится всерьез готовиться
решительно всем – от чиновников Министерства
образования до учителей и школьников
ЕГЭ-2003: ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ
По результатам эксперимента прошлых лет
в процедуру проведения ЕГЭ в 2003 году будут
внесены следующие изменения:
1. Увеличится время выполнения заданий по
отдельным предметам (математика, литература).
2. Упростятся бланки ЕГЭ, в частности, сократится
количество полей в бланке регистрации, который
заполняется учеником
в начале экзамена.
3. Для распределения выпускников и операторов по
аудиториям станут использоваться компьютерные
программы.
4. Эксперты смогут одновременно, а не поочередно
проверять задания части С, так как будет
изготавливаться копия бланка
с ответом выпускника.
Информация предоставлена Отделом обеспечения
ЕГЭ Департамента общего образования
Министерства образования РФ |
Центр
Министерство образования Российской
Федерации ежегодно проводит открытые конкурсы
для организаций, желающих получить право на
участие в подготовке и проведении ЕГЭ. Для ЕГЭ-2003
победителями по различным направлениям стали:
Московский институт открытого образования
совместно с Федеральным институтом
педагогических измерений (подготовка КИМов);
Центр тестирования Министерства образования
России (организационно-технологическое
обеспечение экзамена);
Объединение довузовского образования
«УНИКУМ-ЦЕНТР» (подготовка специалистов).
Начиная с октября специалисты названных
организаций и отдела обеспечения ЕГЭ
Департамента общего образования Министерства
образования России провели 11 совещаний для
участников эксперимента. Одно всероссийское (52
региона), пять межрегиональных (Новгород,
Челябинск, Краснодар, Красноярск, Якутск с
участием дальневосточных территорий). Плюс
совещания и семинары в Томской, Волгоградской,
Кировской областях, Алтайском и Хабаровском
краях. Кроме того, Центр тестирования проводит
выезды в каждую территорию по своему
плану-графику. Фактически все эти мероприятия –
обучающие. Поскольку специалистов не так много
(например, в рабочую группу отдела обеспечения
ЕГЭ входят всего 10–15 человек), работа для них
получается очень напряженной.
Проведение пробного единого государственного
экзамена по математике – идея этого года –
ориентировочно запланировано на 25 апреля. Его
цель – отработать схему проведения экзамена в
каждом регионе, определить ее слабые места. Для
выпускников суть пробного экзамена – знакомство
с КИМами, тренировка в заполнении бланков.
От края до края
Органы управления образованием каждого
региона – участника эксперимента заключают
госконтракт, предусматривающий работу по
следующим основным направлениям:
1. Разработка нормативно-правовой базы
подготовки и проведения ЕГЭ, утверждение
региональных документов.
2. Формирование схемы организации ЕГЭ (количество
участников, перечень предметов, расположение
пунктов проведения ЕГЭ и первичной обработки
информации, создание и развитие регионального
центра обработки информации, маршруты перевозки
КИМов и других документов) с учетом особенностей
территории.
3. Подготовка специалистов, занятых в организации
экзамена, в том числе учителей выпускных классов.
4. Обучение выпускников этого и прошлых лет (кто
сдает ЕГЭ).
Реально организациями, которые получают право
курировать подготовку и проведение ЕГЭ на уровне
региона, становятся ИПК, системы довузовской
подготовки, муниципалитеты, а также центры
оценки качества образования, как сложившиеся до
начала эксперимента по ЕГЭ (например, в Самарской
и Псковской областях, Красноярском крае), так и
появившиеся специально под его нужды (Якутия).
В 16 территориях, которые хоть раз прошли через
ЕГЭ, не завидуют новичкам. У многих уже есть свои
ноу-хау. К примеру, от Ростовской, Новгородской,
Самарской, Оренбургской областей, Республики
Башкортостан поступило большое число
предложений по нормативно-правовой базе
эксперимента, и они учитываются в документах,
регулирующих проведение ЕГЭ на федеральном
уровне. В Томской области особенно продуманы
механизмы участия в ЕГЭ вузов. Самарцы по
сравнению с прошлым годом изменили схему
подготовки экспертов – членов предметных
комиссий, которые проверяют задания части С. В
этом году экспертные группы планомерно
комплектуются и проходят обучение уже с января.
Через них проходит гораздо большее число людей,
чем нужно будет проверяющих. От этого двойная
выгода: во-первых, есть резерв экспертов,
во-вторых, интенсивнее происходит
переподготовка кадров. А вот в Чувашии каждый
учитель выпускных классов обязательно
составляет собственный тест по аналогии с ЕГЭ.
Здесь убедились, что только таким образом можно
помочь учителю разобраться в устройстве теста и
в качественных отличиях заданий частей A, B, C.
Когда учитель разберется сам, тогда и ученику
объяснит.
Регионы готовы внести и другие предложения по
подготовке и проведению ЕГЭ, их не один десяток.
Другое дело, что в этом году серьезные изменения
в процедуре проведения ЕГЭ не предусмотрены.
Предполагается (здесь мы возвращаемся на
федеральный уровень), что после ЕГЭ-2003 состоится
общий анализ результатов эксперимента за три
года. Тогда и решится, какие из предложений
регионов обретут плоть и кровь.
Особая забота территорий – проведение
PR-кампании в поддержку ЕГЭ, а также обеспечение
школ всей необходимой информацией и учебными
пособиями. Организаторы ЕГЭ в одном из регионов
поделились опытом: надо бесплатно раздать
книжечки с тестовыми заданиями каждому будущему
выпускнику (с условием вернуть их потом в школу),
пусть готовятся. Правда, в школах эту информацию
подтвердили лишь частично: говорят, книжечек
было гораздо меньше, чем требовалось, и комплекты
достались только самым пробивным директорам.
Школы
На уровне образовательного учреждения
решаются сразу несколько задач подготовки и
проведения ЕГЭ. Как и на более высоких уровнях, в
ней можно выделить две стороны: организационную
и содержательную. Организационная, будем
считать, касается заполнения документов,
формирования банка данных, назначения
ответственных. Содержательная связана с
подготовкой учителей и детей. Управленцы ставят
учителей на первое место: нужна разъяснительная
работа, нужны обучающие семинары.
А дети? Учебно-методическое пособие,
подготовленное по результатам эксперимента
2001–2002 года, советует школьной администрации
готовить выпускников (поступающих) к участию в
ЕГЭ следующим образом:
1. Разъяснить им и их родственникам содержание и
цели проведения ЕГЭ.
2. Разъяснить «Инструкцию по подготовке и участию
выпускников XI (XII) классов образовательных
учреждений в ЕГЭ».
3. Ознакомить с организацией и технологией
проведения ЕГЭ.
4. Организовать изучение «Инструкции по
заполнению бланков ЕГЭ» и «Описание бланков
ЕГЭ».
5. Обучить правильному заполнению бланков ЕГЭ.
6. Ознакомить с процедурой проверки ответов,
выставлением отметок.
7. Провести с будущими участниками ЕГЭ пробный
экзамен в форме и по материалам прошлого ЕГЭ.
8. Ознакомить с процедурой рассмотрения
апелляций.
9. Ознакомить с правилами приема и зачисления в
высшие и средние специальные учебные заведения
по результатам ЕГЭ и составом вузов (ссузов) –
участников эксперимента по проведению ЕГЭ.
10. Обеспечить будущих участников ЕГЭ различного
рода обучающими программами, методическими
пособиями, информационными и рекламными
материалами по подготовке и проведению ЕГЭ.
Как мы видим, главное – научить ребят работать с
КИМами. Учителя и управленцы утверждают, что
основных трудностей две:
1. Психологическая готовность выпускника к
тестовой форме контроля.
2. Знание тонкостей сдачи теста именно в форме
ЕГЭ.
В школах, где тесты не в новинку, дети знают
хитрости вроде: выполнять задания теста можно в
любом порядке; не знаешь, как сделать это, –
переходи к следующему. Выпускникам нужно
объяснить, что задания КИМов в отличие от обычной
контрольной вовсе не требуют стопроцентного
выполнения.
Специфика ЕГЭ, о которой должны знать ученики,
во-первых, в введении качественно различных
заданий (уровни А, В и С), во-вторых, в
использовании бланков, заполняемых по
определенным правилам.
Типичные ошибки и затруднения выпускников в
работе с содержанием тестов ЕГЭ:
1. Не дочитывают задание до конца, пытаются по
первым его словам угадать правильный ответ.
2. Знакомясь с заданиями части В и С, не видят
сущности задания за необычной формулировкой, не
учитывают дополнительные, усложненные условия
задачи (то есть выполняют задание повышенной
трудности как типовое).
3. Затрудняются в выполнении заданий, связанных с
развитием речи (тест по русскому языку), например,
задание, которое требует восстановить
правильный порядок абзацев текста.
Реально школы, в которых дети хорошо написали
ЕГЭ, – это специализированные школы, школы-лицеи,
где работают высококвалифицированные,
талантливые учителя (например, учителя-лауреаты
конкурса «Учитель года» регионального уровня)
или школы, в которых:
– было пересмотрено тематическое планирование
по предметам и в январе–феврале «закрыты»
программы одиннадцатого класса;
– тотально введена тестовая форма контроля
(например, проводится 5–6 мини-тестов по одному
предмету в течение месяца, начиная с первой
четверти);
– введены дополнительные занятия по предметам,
которые назначены или выбраны для сдачи в форме
ЕГЭ;
– третья-четвертая четверти посвящены
исключительно подготовке к ЕГЭ.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К
ЕГЭ: ГДЕ ИСКАТЬ
На издание нормативно-правовых
документов, контрольно-измерительных и
учебно-информационных материалов по ЕГЭ (в
бумажном и электронном виде) уполномочены
следующие организации – победители специальных
конкурсов:
1. Издательство «Просвещение».
2. Издательство «Интеллект-Центр».
3. Центр тестирования Министерства образования
РФ.
4. АОЗТ «1С».
Кроме того, можно найти в Интернете:
1. Официальный сайт информационной поддержки ЕГЭ:
www.ege.ru , в том числе рекомендации
по психологической подготовке выпускников – www.ege.ru/technology/recom_exam.html
.
2. Практически полный текст учебно-методического
пособия «В помощь организаторам единого
государственного экзамена» (М.: Уникум-центр, 2002),
которое может быть интересно администрации
школы, учителям, выпускникам, родителям: www.mongokhto.narod.ru/download/ege/z10.htm
(пособие этого года в свободном доступе
пока не появилось).
3. Информацию об опыте подготовки и проведения
ЕГЭ в территориях: cde.sakha.ru (Республика Саха
(Якутия), www.ege.ooipkro.ru
(Оренбургская область), www.ege.moipcro.ru
(Мурманская область). |
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|