ЧЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА
Чеченское образование в официальных
цифрах 2003 года:
37 дошкольных учреждений на четыре тысячи детей,
459 общеобразовательных учреждений, многие из
которых нуждаются в капитальном ремонте, 21
начальная школа, один подготовительный класс,
четыре гимназии, один лицей с углубленным
изучением предметов, четыре специализированных
интерната для детей с ограниченными
возможностями. Школа-интернат для детей-сирот,
временно находящаяся на территории
Кабардино-Балкарии.
72 учреждения дополнительного образования на 58
тысяч детей. 28 вечерних школ на 11,6 тысячи человек,
из которых 20 расположены в сельской местности.
Семь учреждений среднего профессионального
образования, где учатся 7,6 тысячи человек, 12 ПТУ.
Три вуза – Чеченский государственный
университет, Грозненский государственный
нефтяной институт и Чеченский государственный
педагогический институт. 18,9 тысячи студентов.
В образовательных учреждениях работают 14 тысяч
учителей, из которых четыре тысячи (почти 30
процентов) имеют стаж работы свыше 20 лет.
Что их ждет на Родине?
«Если чеченский ребенок не возьмет в
руки ручку, он возьмет автомат», – говорит
министр образования Чеченской Республики Лёма
Дадаев.
Сегодня власти Чеченской Республики
пытаются сделать все, чтобы вернуть детей в
школы. Маленький чеченец, не видевший ничего,
кроме двух войн, должен социализироваться.
Но школа может сделать для такого ребенка отнюдь
не все. И это относится не только к чеченским
детям, которых обездолила война.
«Чтобы адаптировать такого ребенка в обществе,
надо много изменить в его взглядах на жизнь, –
высказался министр образования РФ Владимир
Филиппов. – Это новая проблема даже в педагогике.
Перед нами не те сироты, с которыми работал
Макаренко. Это продукт другого времени».
Социальными сиротами и детьми, которым трудно
адаптироваться в обществе, государство до сих
пор занималось мало. Достаточно сказать, что
недавно подготовленный в недрах Министерства
образования РФ доклад «Социализация и
образование социальных сирот» является
единственным в своем роде.
Владимир Филиппов убежден, что для социальной
адаптации осиротевших детей главное – хорошее
школьное образование.
Образование в Чеченской Республике как бы
делится на две части. Одно – в Чечне. Другое – в
лагерях беженцев в Ингушетии. В палаточных
лагерях чеченских беженцев за счет
благотворительных организаций действуют
частные школы под невеселым названием
«Омега-2.3.4.5» («Омега» – последняя буква
латинского алфавита). Они созданы французами,
датчанами, голландцами, за их счет и оплачиваются
труд учителей, учебные пособия, аренда палатки в
лагере (школы располагаются в палатках, где стоят
столы и стулья, висят школьные доски и даже
действуют обогреватели). Ингушское
республиканское министерство образования
принимает в школах «Омега» экзамены и тем самым
выдает их выпускникам государственное
свидетельство об окончании школы.
Наиболее образованные чеченские беженцы
рассказывали, что с этими школами немало проблем.
Недавно министерство образования Чеченской
Республики вынуждено было вплотную заняться
школами палаточных лагерей (тем самым косвенно
вслед за международными благотворительными
организациями признав право определенной части
чеченцев пока не возвращаться в мирную
республику).
«Так называемой “ингушской проблемы” в
чеченском образовании больше нет, – сказал
корреспонденту министр образования Чеченской
Республики Лёма Дадаев. – Действительно,
министерство образования Ингушетии допускало
немало нарушений в отношении чеченских школ.
Например, чеченским учителям в Ингушетии не
засчитывался педагогический стаж. Теперь
справедливость восстановлена. Я забрал эти школы
к себе. Я плачу чеченским учителям зарплату. А
деньги на образование в республике есть. Так что
теперь у нас существуют чеченские школы,
расположенные в Ингушетии».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|