ЧЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА
ЗАКРЫТАЯ ТЕМА
Подайте на восстановление Чечни!
Тысячи долларов, предназначенные на
восстановление чеченского образования,
выделяются и тратятся. Только вот кто их
получает?
Акция под названием «Поможем школьникам
Чечни!» действует в стране давно. Министерство
образования РФ и региональные управления
образования помогали Чечне с середины 90-х.
Многочисленные пресс-релизы Министерства
образования празднично рапортовали об
отправленных в республику автобусах,
сельскохозяйственной технике, учебниках и
учебно-методической литературе, компьютерных
классах и оборудовании для кабинетов химии и
биологии. Куда канули полные возы такого добра –
неизвестно. Следов благотворительных
компьютерных классов и сельхозтехники
обнаружить в Чечне не удалось. Пропажи списали на
вторую чеченскую войну. А исчезновение того, что
было передано Чечне после окончания последней
войны, – на сложности восстановительного
периода.
Давно уже стало понятно: помогать Чечне – дело
выгодное. В конце концов даже в федеральном
Министерстве образования был создан специальный
отдел по восстановлению системы образования
Чеченской Республики, возглавляемый кандидатом
педагогических наук доцентом Василием
Мижериковым. Отдел подчинялся первому заму по
экономике Григорию Балыхину и занимался самыми
практическими вопросами образования в Чечне –
материальной базой школ, строительством,
восстановлением, ремонтом и т.п.
В сущности, единственным (хотя и косвенным)
результатом деятельности отдела стало появление
на свет Оценочного доклада «Образование в
Чеченской Республике». Работа над ним
проводилась по личному соглашению президента
Владимира Путина и гендиректора ЮНЕСКО Каичиры
Мацууры согласно решению Дакарского форума
«Образование для всех» (апрель 2000 года).
Презентация доклада в 2002 году была обставлена с
большой торжественностью. В зале коллегий на
Люсиновской официанты с черными бабочками
разносили шампанское. Презентацию почтили
присутствием министры образования РФ и Чечни
Владимир Филиппов и Лёма Дадаев и глава
администрации ЧР Ахмад Кадыров.
Виновника торжества – сам Оценочный доклад,
роскошно изданный, пестрящий цветными
иллюстрациями – журналистам не давали. Тираж
должен был уйти из России на экспорт, чтобы
популярно объяснить мировому сообществу: не так
страшна Чечня, как ее малюют (следовательно,
подайте, дамы и господа, денежку на
восстановление образования в Чечне!).
На самом деле доклад постарались спрятать от
прессы по другой причине. Опубликованные в нем
данные, если читать их внимательно и сравнивать
между собой, вызывали озноб. Кто предоставил эти
данные? Отнюдь не независимые эксперты (счетчики
ЮНЕСКО запросили бы за каждый день пребывания в
мирной Чечне такие надбавки, что бюджет проекта
рухнул бы за неделю). Собрали их чеченские
учителя и руководители местных руно. Разумеется,
учителя, директора школ и руководители районного
образования в Чечне – люди, лояльные к власти в
республике. Кроме того, люди подневольные. Да и
сама профессия обязывает их не выносить сор из
избы.
Однако эти лояльные люди совершили мужественный
поступок. В Оценочном докладе они назвали по
именам кое-что из того, что творится в Чечне. Они
сказали правду о состоянии школ, о
медико-психологическом обслуживании в
республике, о детях, обездоленных войной. И эта
правда – не из области «мифологии войны»,
которая твердит о безликих «тысячах сирот,
тысячах детей-инвалидов, тысячах загубленных
душ…».
Эта правда – из области точных цифр. И это уже
большое достижение.
Другую часть Оценочного доклада «Образование в
Чеченской Республике» сделали в Министерстве
образования РФ.
Она включала в себя полный перечень: во сколько
обойдется России и мировому сообществу
«восстановление образования в Чечне».
На страницах доклада был перечислен ряд проектов,
которым предстоит осуществиться в течение 2002–2003
года.
«Повышение качества образования в
общеобразовательной школе ЧР». Проект
заключается в проведении тестирования по
математике, естественным наукам, русскому и
чеченскому языкам в 5, 9 и 11 классах. Необходимая
сумма – 30 000 долларов, вклад РФ и мирового
сообщества – 15 тысяч долларов. (Подразумевалось,
очевидно, что 15 тысяч долларов вложит чеченское
правительство!)
«Проведение социологического опроса в школах ЧР
по выявлению жизненных ценностей и отношения к
образованию учащихся и учителей школ в ЧР».
Стоимость – 30 000 долларов, вклад доброжелателей
из России и со всего света – 15 тысяч долларов.
Остальное – за счет разоренной войной Чечни.
«Повышение эффективности управления
образованием в ЧР в постконфликтной ситуации».
Включает обучение всех сотрудников министерства
общего и профессионального образования ЧР,
руководителей районного образования и учебных
заведений. Стоимость проекта – 100 000 долларов,
вклад независимых доброжелателей – 50 тысяч
долларов.
«Развитие системы профессионально-технического
образования, ориентированного на подготовку
кадров для восстановления хозяйства в условиях
перехода к мирной жизни». Предусматривает
определение этапов и стратегии, как и для каких
областей мирного строительства готовить
профессиональные кадры. Стоимость проекта – 30 000
долларов, вклад России и прочих – 15 тысяч
долларов.
Другие проекты предполагалось осуществить в
текущем 2003 году. Среди них – создание
дистанционного обучения в ЧР – 300 000 долларов,
повышение квалификации чеченских педагогов – 250
000 долларов, укрепление методической базы
системы образования ЧР – 200 000 долларов,
совершенствование подготовки педагогических
кадров в постконфликтной ситуации – 100 000
долларов. Самый дорогой проект 2003 года будет
включать создание в Чечне интернет-центра для
высшего образования. В него придется вложить (кому
и как?) 650 000 долларов.
На презентации Оценочного доклада министр
образования Чеченской Республики Лёма Дадаев
денежную часть не комментировал.
Но в 2003 году позиция министра изменилась. В марте
этого года Лема Мухадинович высказался жестко.
– Я считаю, что отдел по восстановлению системы
образования Чеченской Республики не оправдывает
себя, – заявил чеченский министр, бывший
директор школы в Урус-Мартане. – Разве в
Министерстве образования РФ есть отдел по
восстановлению образования Ивановской или
Саратовской областей? Сотрудники отдела по
восстановлению образования Чечни тратят
международные деньги, предназначенные для моей
республики, на конференции и написание докладов,
которые школьникам и учителям Чечни не нужны. Я
терпел это некоторое время, но теперь не вижу
пользы в дальнейшем сотрудничестве.
Лёма Дадаев – пожалуй, самый уважаемый в
нынешней Чечне министр. То, что ему удается
восстанавливать школы, выплачивать зарплату
учителям, кормить в школах детей, открывать
детские сады, переобучать учителей, – признают в
Москве. «Я занимаюсь восстановлением школ,
школьной мебелью, горячим питанием, зарплатой
учителей, школьной формой, – объясняет Дадаев. –
Я – вне политики».
Следовательно, Министерство образования должно
прислушаться к мнению такого руководителя. И
прислушалось. Что стало с отделом по
восстановлению образования Чеченской
Республики? Я задала этот вопрос Владимиру
Филиппову.
– Отдел функционирует, – заверил министр. – Но
первоначально этот отдел был подчинен первому
заместителю министра Григорию Балыхину. На
первом этапе решались задачи восстановления
материальной базы образования: ремонт школ,
поставка мебели и так далее. Сейчас эти задачи в
основном решены. Практически все школы, которые
должны быть восстановлены, готовы принять
школьников. В абсолютном большинстве школ есть
мебель, они полностью укомплектованы
оборудованием, учебно-методической литературой.
Сейчас решаются вопросы качественной
организации этих школ, повышения квалификации
учителей. 10–15 лет учителя в Чечне не могли
получать современные учебники, не знают
современных подходов и требований. Но эти
вопросы должен решать другой департамент –
общего образования. Курирует его работу Виктор
Александрович Болотов. И потому отдел по
восстановлению образования в Чеченской
Республике теперь переведен в Департамент
общего образования и подчиняется моему
заместителю Виктору Болотову.
Итак, помощь Чечне продолжается.
Хотя маленькая горная республика о ней не просит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|