Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ЧЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА
ЗАКРЫТАЯ ТЕМА 

Светлана КИРИЛЛОВА

Подайте на восстановление Чечни!

Тысячи долларов, предназначенные на восстановление чеченского образования, выделяются и тратятся. Только вот кто их получает?

Акция под названием «Поможем школьникам Чечни!» действует в стране давно. Министерство образования РФ и региональные управления образования помогали Чечне с середины 90-х. Многочисленные пресс-релизы Министерства образования празднично рапортовали об отправленных в республику автобусах, сельскохозяйственной технике, учебниках и учебно-методической литературе, компьютерных классах и оборудовании для кабинетов химии и биологии. Куда канули полные возы такого добра – неизвестно. Следов благотворительных компьютерных классов и сельхозтехники обнаружить в Чечне не удалось. Пропажи списали на вторую чеченскую войну. А исчезновение того, что было передано Чечне после окончания последней войны, – на сложности восстановительного периода.
Давно уже стало понятно: помогать Чечне – дело выгодное. В конце концов даже в федеральном Министерстве образования был создан специальный отдел по восстановлению системы образования Чеченской Республики, возглавляемый кандидатом педагогических наук доцентом Василием Мижериковым. Отдел подчинялся первому заму по экономике Григорию Балыхину и занимался самыми практическими вопросами образования в Чечне – материальной базой школ, строительством, восстановлением, ремонтом и т.п.
В сущности, единственным (хотя и косвенным) результатом деятельности отдела стало появление на свет Оценочного доклада «Образование в Чеченской Республике». Работа над ним проводилась по личному соглашению президента Владимира Путина и гендиректора ЮНЕСКО Каичиры Мацууры согласно решению Дакарского форума «Образование для всех» (апрель 2000 года). Презентация доклада в 2002 году была обставлена с большой торжественностью. В зале коллегий на Люсиновской официанты с черными бабочками разносили шампанское. Презентацию почтили присутствием министры образования РФ и Чечни Владимир Филиппов и Лёма Дадаев и глава администрации ЧР Ахмад Кадыров.
Виновника торжества – сам Оценочный доклад, роскошно изданный, пестрящий цветными иллюстрациями – журналистам не давали. Тираж должен был уйти из России на экспорт, чтобы популярно объяснить мировому сообществу: не так страшна Чечня, как ее малюют (следовательно, подайте, дамы и господа, денежку на восстановление образования в Чечне!).
На самом деле доклад постарались спрятать от прессы по другой причине. Опубликованные в нем данные, если читать их внимательно и сравнивать между собой, вызывали озноб. Кто предоставил эти данные? Отнюдь не независимые эксперты (счетчики ЮНЕСКО запросили бы за каждый день пребывания в мирной Чечне такие надбавки, что бюджет проекта рухнул бы за неделю). Собрали их чеченские учителя и руководители местных руно. Разумеется, учителя, директора школ и руководители районного образования в Чечне – люди, лояльные к власти в республике. Кроме того, люди подневольные. Да и сама профессия обязывает их не выносить сор из избы.
Однако эти лояльные люди совершили мужественный поступок. В Оценочном докладе они назвали по именам кое-что из того, что творится в Чечне. Они сказали правду о состоянии школ, о медико-психологическом обслуживании в республике, о детях, обездоленных войной. И эта правда – не из области «мифологии войны», которая твердит о безликих «тысячах сирот, тысячах детей-инвалидов, тысячах загубленных душ…».
Эта правда – из области точных цифр. И это уже большое достижение.
Другую часть Оценочного доклада «Образование в Чеченской Республике» сделали в Министерстве образования РФ.
Она включала в себя полный перечень: во сколько обойдется России и мировому сообществу «восстановление образования в Чечне».
На страницах доклада был перечислен ряд проектов, которым предстоит осуществиться в течение 2002–2003 года.
«Повышение качества образования в общеобразовательной школе ЧР». Проект заключается в проведении тестирования по математике, естественным наукам, русскому и чеченскому языкам в 5, 9 и 11 классах. Необходимая сумма – 30 000 долларов, вклад РФ и мирового сообщества – 15 тысяч долларов. (Подразумевалось, очевидно, что 15 тысяч долларов вложит чеченское правительство!)
«Проведение социологического опроса в школах ЧР по выявлению жизненных ценностей и отношения к образованию учащихся и учителей школ в ЧР». Стоимость – 30 000 долларов, вклад доброжелателей из России и со всего света – 15 тысяч долларов. Остальное – за счет разоренной войной Чечни.
«Повышение эффективности управления образованием в ЧР в постконфликтной ситуации». Включает обучение всех сотрудников министерства общего и профессионального образования ЧР, руководителей районного образования и учебных заведений. Стоимость проекта – 100 000 долларов, вклад независимых доброжелателей – 50 тысяч долларов.
«Развитие системы профессионально-технического образования, ориентированного на подготовку кадров для восстановления хозяйства в условиях перехода к мирной жизни». Предусматривает определение этапов и стратегии, как и для каких областей мирного строительства готовить профессиональные кадры. Стоимость проекта – 30 000 долларов, вклад России и прочих – 15 тысяч долларов.
Другие проекты предполагалось осуществить в текущем 2003 году. Среди них – создание дистанционного обучения в ЧР – 300 000 долларов, повышение квалификации чеченских педагогов – 250 000 долларов, укрепление методической базы системы образования ЧР – 200 000 долларов, совершенствование подготовки педагогических кадров в постконфликтной ситуации – 100 000 долларов. Самый дорогой проект 2003 года будет включать создание в Чечне интернет-центра для высшего образования. В него придется вложить (кому и как?) 650 000 долларов.
На презентации Оценочного доклада министр образования Чеченской Республики Лёма Дадаев денежную часть не комментировал.
Но в 2003 году позиция министра изменилась. В марте этого года Лема Мухадинович высказался жестко.
– Я считаю, что отдел по восстановлению системы образования Чеченской Республики не оправдывает себя, – заявил чеченский министр, бывший директор школы в Урус-Мартане. – Разве в Министерстве образования РФ есть отдел по восстановлению образования Ивановской или Саратовской областей? Сотрудники отдела по восстановлению образования Чечни тратят международные деньги, предназначенные для моей республики, на конференции и написание докладов, которые школьникам и учителям Чечни не нужны. Я терпел это некоторое время, но теперь не вижу пользы в дальнейшем сотрудничестве.
Лёма Дадаев – пожалуй, самый уважаемый в нынешней Чечне министр. То, что ему удается восстанавливать школы, выплачивать зарплату учителям, кормить в школах детей, открывать детские сады, переобучать учителей, – признают в Москве. «Я занимаюсь восстановлением школ, школьной мебелью, горячим питанием, зарплатой учителей, школьной формой, – объясняет Дадаев. – Я – вне политики».
Следовательно, Министерство образования должно прислушаться к мнению такого руководителя. И прислушалось. Что стало с отделом по восстановлению образования Чеченской Республики? Я задала этот вопрос Владимиру Филиппову.
– Отдел функционирует, – заверил министр. – Но первоначально этот отдел был подчинен первому заместителю министра Григорию Балыхину. На первом этапе решались задачи восстановления материальной базы образования: ремонт школ, поставка мебели и так далее. Сейчас эти задачи в основном решены. Практически все школы, которые должны быть восстановлены, готовы принять школьников. В абсолютном большинстве школ есть мебель, они полностью укомплектованы оборудованием, учебно-методической литературой. Сейчас решаются вопросы качественной организации этих школ, повышения квалификации учителей. 10–15 лет учителя в Чечне не могли получать современные учебники, не знают современных подходов и требований. Но эти вопросы должен решать другой департамент – общего образования. Курирует его работу Виктор Александрович Болотов. И потому отдел по восстановлению образования в Чеченской Республике теперь переведен в Департамент общего образования и подчиняется моему заместителю Виктору Болотову.
Итак, помощь Чечне продолжается.
Хотя маленькая горная республика о ней не просит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru