Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Новые учебники: от автора – до потребителя

В феврале прошел «круглый стол», посвященный ходу реализации компонента «Учебное книгоиздание» Инновационного проекта развития образования НФПК

Только факты
В 2002 году:

  • Издано 95 единиц учебных материалов – победителей конкурса НФПК.

  • Более чем в 60 регионах проведено 250 семинаров для 10 тысяч педагогов и методистов по работе с новыми учебниками – победителями конкурсов НФПК, на базе школ организовано 150 пилотных площадок по апробации новых учебников.

  • По результатам продвижения более 20 тысяч учащихся начали заниматься по новым учебникам, изданным на средства кредита Всемирного банка российскому правительству на финансирование Инновационного проекта развития образования (ИПРО).

Семинар проходил в Головном информационном центре (Москва)

За последние семь лет Правительство РФ получило от Всемирного банка реконструкции и развития три целевых займа на реформу образования.40 млн долларов было выделено на развитие бизнес-образования и 68 млн — на реализацию Инновационного проекта развития образования (первый заем), 50 млн – на структурную реформу среднего образования (второй заем).
Идет подготовка третьего кредита на сумму 300 млн. долларов, который планируется израсходовать на информатизацию образования.
В России образовательными кредитами Всемирного банка управляет Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), созданный постановлением Правительства РФ в 1995 году.
Одним из компонентов Инновационного проекта развития образования (ИПРО), который начался в 1998 году, является реформа учебного книгоиздания. Это обновление Федерального перечня учебников и реорганизация Федерального экспертного совета, поставка компьютерного, телекоммуникационного оборудования и программных продуктов органам управления образованием, библиотекам, другим участникам проекта, работа над государственными стандартами общего образования и над соответствующим законопроектом, поддержка региональных информационных центров учебного книгоиздания. Конечно, основной задачей является создание нового поколения учебной литературы, в том числе на электронных носителях. Издатели и авторы отбираются на конкурсной основе и проходят переподготовку на средства Всемирного банка.
Недавно в Головном информационном центре (Москва) состоялся семинар на тему “Эффективность реализации программ компонента “Учебное книгоиздание” ИПРО, дальнейшие шаги”.

Зам. директора Головного информационного центра Павел Колыхалов. Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева

Каковы наиболее эффективные формы продвижения учебников – победителей конкурсов? В чем состоят функции региональных информационных центров (РИЦ)? Кто и как использует электронный каталог учебного книгоиздания? – вот лишь некоторые вопросы, стоявшие в повестке дня.
Серьезность заявленных проблем обусловила жанр заседания – не торжественный отчет, а “круглый стол” с острыми углами, в котором приняли участие сотрудники НФПК, специалисты Министерства образования, представители издательств и пилотных регионов, а также эксперт Всемирного банка Фил Коэн и координатор образовательных проектов Московского представительства Всемирного банка Исак Фрумин.
Острых углов наметилось немало: от сложных отношений с Всемирным банком и Счетной палатой до необходимости пересмотреть некоторые приоритеты и формы работы.

Достижения и просчеты

Даже достижения программ в рамках компонента “Реформа учебного книгоиздания” были осмыслены участниками семинара критически.
Да, отмечали они, за период с 1998 года было сделано немало: разработаны учебно-методические комплекты для национальной и коррекционной школы, а также для начальных и старших классов, часть из которых вошла в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
По свидетельству начальника управления специального образования министерства Татьяны Волосовец, книги для коррекционных школ 8-го вида, в которых учатся умственно отсталые дети, не переиздавались последнюю четверть века. В этих школах до сих пор используются учебники по истории СССР.
Благодаря кредитам Всемирного банка удалось практически полностью обновить учебно-методические комплекты для образовательных учреждений этой категории, даже обеспечить преподавание совершенно новых курсов – таких, как социально-бытовое ориентирование.
По словам начальника отдела методического обеспечения начального образования министерства Ирины Петровой, именно благодаря ИПРО “был совершен мягкий переход на четырехлетнее начальное образование, в том числе в рамках систем Эльконина–Давыдова и Занкова.
Создание интегрированных курсов для младших классов позволило выстроить межпредметные связи, осуществить индивидуальную, дифференцированную работу с учащимися”.
Вместе с тем и Ирина Анатольевна, и многие ее коллеги с сожалением констатировали, что основная ступень общего образования “оказалась в провале”.
Комментируя эти замечания, руководитель отдела учебного книгоиздания НФПК Каринэ Бутягина подчеркнула, что задача фонда состояла не в том, чтобы объять необъятное, а в том, чтобы “прикрыть самые болевые точки”.
При этом для основной школы были выпущены учебники по естественным дисциплинам и образовательной области «Технология», но охватить все направления в столь сжатые сроки было нереально.
Тем более что программы для данной ступени министерством еще не утверждены.
Поэтому представляется целесообразным сосредоточить усилия на продолжении и углублении прежних проектов уже на новом уровне, с учетом задач модернизации.
Уже объявлены конкурсы на создание элективных курсов для старшей профильной школы и учебников по английскому и немецкому языкам для 2–3 классов.
Планируется издание учебников по русскому языку, естествознанию, математике, литературе для 5–6 классов школ, работающих по системе Эльконина–Давыдова.
Главный специалист Министерства образования Ирина Корнута обратилась с просьбой к специалистам НФПК поддержать издание учебников для малочисленных народов Крайнего Севера: бюджетных денег хватает лишь на переработку учебников 25-летней давности.
Эксперт Международного банка реконструкции и развития Фил КоэнПо словам Исака Фрумина, обосновать необходимость расходов на такую программу будет непросто: слишком мала группа нуждающихся в такого рода книгах. В то же время нельзя сбрасывать со счетов опыт других стран: например, в Канаде выпускаются прекрасные учебники на чукотском языке. Кстати, перед Головным информационным центром была поставлена задача собрать коллекцию зарубежных учебников, и в день семинара работала выставка, на которой были представлены некоторые образцы.
Однако ответить на все разнообразные запросы и потребности в оставшийся до завершения проекта период – пять месяцев – практически невозможно. Поэтому Министерства образования и НФПК ведут переговоры по продлению сроков проекта до конца 2004 года. Согласие со стороны Всемирного банка уже получено, главным камнем преткновения на сегодняшний день является непримиримая позиция Минфина.
Есть претензии к исполнителям проекта и у Счетной палаты, в ходе проверок которой было указано на недостаточно оперативное расходование средств и отсутствие финансовой отчетности по некоторым мероприятиям программы “Продвижение учебников”.
Как отметила в своем выступлении исполнительный директор НФПК Елена Соболева, указанные просчеты неизбежны в условиях бюрократизации общества: в России все финансовые вопросы необходимо долго согласовывать в разных инстанциях, а Всемирный банк со своей стороны требует огромного количества отчетной документации от НФПК.

Разрушение стереотипов

Однако это вовсе не означает, что продвижение новых учебников не нуждается в дальнейшей финансовой поддержке. Речь идет о возможных изменениях в структуре проекта, но не о его закрытии.
От того, насколько востребованным будет новое поколение учебной литературы, зависит дальнейшая судьба учебного книгоиздания в целом и ИПРО в частности.
По словам Елены Ленской, зачастую выбор учебников зависит от его стоимости и от финансовых возможностей местных бюджетов, а не от особенностей конкретной школы и запросов учителя.
Но если все-таки педагогу предоставляется право выбора, то далеко не каждый способен это право реализовать – прежде всего из-за отсутствия полноценной и доступной информации.
“Новый учебник – табула раса, что может вызвать у педагогов даже отторжение по отношению к нему”, – считает Ирина Корнута.
По словам заместителя министра образования Республики Карелия Алексея Беляева, “каждый учитель прикипел к какому-то комплекту, и переубедить его очень сложно и дорого”. Так, внедрение одного нового учебно-методического комплекта в школы республики обходится в 1,5 млн рублей. Эта сумма включает в себя не только расходы на закупку новой литературы, но также на ее информационную поддержку и подготовку учителей.
По свидетельству заместителя генерального директора по методической работе и рекламе издательства “Вита-Пресс” Татьяны Елховской, не всем малым издательствам по плечу такие затраты, поэтому они на 80% зависят от денег Всемирного банка.
Иногда в целях экономии несколько издательств организуют совместные семинары по продвижению учебной литературы. Как выяснилось, участники семинара по-разному понимают этот термин.

Реклама или политика?

По мнению генерального директора издательства “Вентана-Граф” Константина Рыжкова, это специфическая форма рекламной кампании, не более того. С такой позицией не согласен заместитель директора школы №1133 (“Школа развития”) Алексей Воронцов, который считает, что точнее было бы говорить не о продвижении учебников, а об их постоянном методическом сопровождении.
Как показал опыт работы участников проекта, организация семинаров по методике использования новых учебников и разъяснение их преимуществ – лишь верхушка айсберга. Учебники нельзя рассматривать вне контекста модернизации образования, о которой учителя имеют порой весьма смутное представление. Поэтому издатели и авторы выступают в роли просветителей.
Кроме того, необходимо согласовывать издательскую политику с теми, от кого прямо или косвенно зависит приобретение учебников, – с детьми, родителями, губернаторами, бизнесменами, руководителями органов управления образованием.
Так, в прошлом году на лекциях, «круглых столах», семинарах по продвижению новых учебников для классов, работающих по системе Эльконина–Давыдова, побывали в общей сложности 1850 человек из 15 территорий. Если бы они все приехали на семинары в Москву, это обошлось бы Всемирному банку в 120 тыс. долларов, а за счет работы столичных специалистов на местах удалось сэкономить 96 тыс. долларов.
Но продвижение не сводится к серии одноразовых акций, его сила и успех – в системном эффекте.
Ведь исполнители проектов приходят и уходят, а школы остаются. Для передовых идей нужна благодатная почва, поэтому одна из главных задач НФПК – создать в территориях сеть опорных школ, педагоги которых выступали бы в роли консультантов-тьюторов по новой учебной литературе. Более того, на базе таких школ действуют курсы повышения квалификации, например, по вопросам развивающего обучения или преподаванию иностранных языков.
По свидетельству Е. Ленской, у Британского совета 16 таких ресурсных центров – от Москвы до Южно-Сахалинска.
“Деньги на продвижение надо вкладывать не в рекламу отдельных учебников, а в подготовку кадров на уровне школы, способных грамотно осуществлять выбор учебной литературы в условиях ее многообразия и учить этому коллег из других школ”, – подвел итоги дискуссии руководитель экспертно-аналитического центра НФПК Олег Лебедев.
По мнению А. Беляева, в качестве консультантов могут выступать не только учителя, но и методисты, и временные творческие коллективы, не связанные с конкретным образовательным учреждением и даже регионом.
В последнем случае выбор учебника будет более свободен от экономических мотивов, которые, как уже отмечалось выше, нередко превалируют над интересами учителя.

Не отРИЦайте РИЦ

Но сегодня особые надежды возлагаются на региональные информационные центры учебного книгоиздания (РИЦ) – новые структуры, которые сегодня находятся в стадии поиска и становления. Их функционал порой настолько различен, что Исаак Фрумин даже высказал опасение по поводу того, что, кроме “шапки”, у РИЦ нет ничего общего. По свидетельству Е. Соболевой, некоторые центры учреждены как коммерческие организации, финансируемые из государственного бюджета (в основном за счет средств НФПК, в Санкт-Петербурге и Владимирской области – за счет региональных бюджетов).
Однако, по мнению директора Головного информационного центра Александра Медведева, оснований для беспокойства нет: в прошлом году 35 РИЦ из разных территорий объединились в ассоциацию именно для того, чтобы совместными усилиями решать общие задачи. Об опыте работы РИЦ рассказали руководители этих организаций – В. Бельдеков из Чувашской Республики, В. Груданова из Волгоградской области, В. Перкова из Новосибирской области.
Действительно, спектр деятельности РИЦ широк и разнообразен.

Информация о новинках
На базе РИЦ открыты постоянно действующие выставки учебной литературы.
Например, в Новосибирске таким образом представлено 3,5 тыс. сигнальных экземпляров всех новых учебно-методических изданий и столько же мультимедийных пособий.
Имеется класс открытого доступа в Интернет.
В электронном банке данных – более 10 тыс. статей педагогической периодики, подписка на которую в бумажном варианте для всех 1533 школ Новосибирской области обошлась бы в 116 млн рублей. Это колоссальные средства в масштабе областного бюджета, выделившего в прошлом году на учебники для социально незащищенных категорий детей 9 млн рублей и 12,5 млн рублей в нынешнем.
Кроме постоянно действующих выставок, РИЦ организуют Дни издательств, презентации отдельных учебников, в том числе на электронных носителях. По мнению В.Грудановой, электронные издания особенно нуждаются в раскрутке, иначе они будут лежать на полках мертвым грузом вместе с электронным каталогом учебной литературы, каким бы совершенным и удобным он ни был.
Оценить его плюсы и минусы учителям и библиотекарям многих российских школ не дано по причине нехватки компьютеров или неумения пользоваться ими: по свидетельству руководителя проекта “Учебники России” Надежды Осетровой, не более 20% школьных библиотекарей владеют азами компьютерной грамотности.
И это значит, что большинство не узнают информации, которая представлена на интернет-сайтах РИЦ, не получают электронные рассылки, а бумажные, как известно, дороги и не столь оперативны.
Но приходится жить в предлагаемых обстоятельствах. В Чувашии для оповещения учителей о новинках учебной литературы стараются задействовать все виды СМИ: ТВ, радио, газеты.

Методические функции РИЦ связаны с обучением библиотекарей, методистов, экспертов, педагогов – всех тех, кто так или иначе имеет отношение к учебному книгоизданию.

Мониторинг качества образования – пока еще мало освоенная сфера деятельности. В Чувашии ее связывают с сопровождением эксперимента по ЕГЭ: результаты тестирования соотносятся с качеством учебников, используемых школьниками.

Cтатистика: РИЦ собирает базу данных о потребности школ в учебной литературе и в зависимости от этого формируют заказы на нее.
В этом смысле интересен опыт Карелии, о котором рассказал на семинаре Алексей Беляев.
Выбор учебника в этом регионе осуществляется в соответствии с образовательной программой каждой школы.
В РИЦ поступает информация по обеспечению учебниками и о потребности в них по каждому району, по каждой школе. РИЦ эти сведения анализирует и составляет материалы для целевого обеспечения школ новыми учебниками и необходимой подготовки педагогов.
По свидетельству А. Беляева, адресная закупка учебников за счет бюджетных средств для определенных групп учащихся (сирот, малоимущих и т.д.) стала возможной благодаря информации РИЦ.
На сайте ric.karelia.ru можно найти данные о состоянии библиотечного фонда в школах республики, а также диаграммы использования того или иного комплекта.
До 2006 года все школы Карелии должны перейти на новые учебно-методические комплекты.

Задание на завтра

Пятилетний опыт работы в рамках проекта показал, что наиболее оправдывают себя затраты не на издание почти готовых учебников, а на обучение кадров: педагогов, авторов, издателей.
Большая работа в этом направлении ведется Британским советом и Немецким культурным центром им. Гете: молодые российские учителя – победители конкурсов – получают консультации у зарубежных экспертов и проходят стажировку за границей.
Но высокая теоретическая компетентность авторов учебников – лишь половина успеха.
По убеждению О.Лебедева, уже на этапе разработки учебной книги крайне важно установить обратную связь с потребителем, чтобы впоследствии не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и средства. Так, в рамках конкурса на создание элективных курсов для старшей профильной школы 62 программы были направлены на экспертизу учителям и методистам в Республику Чувашия, Псковскую и Ярославскую области. Как показали отзывы практиков, далеко не все заявленные на конкурс темы востребованы в школах.
В результате на заседании экспертного комитета из 208 заявок было утверждено 55.
Причем в первую очередь отсеялись авторы, которые пытались адаптировать университетские курсы для школьного уровня.
Вместе с тем в ходе опросов выяснилось, что педагогов интересуют надпредметные курсы, порой экзотические по своей тематике: например, география человеческих перспектив, изучающая стратегию развития региона и потребности в кадрах на местном рынке труда.
На основании этого О.Лебедев сделал вывод о том, что на смену нынешним учебно-методическим комплектам по одному предмету должны прийти целые дидактические системы, включающие в себя УМК по всем дисциплинам для разных классов. Это позволило бы решить проблемы преемственности на разных ступенях обучения, интеграции, перехода от
ЗУНовского к компетентностному подходу.
Конечно, это задача не на один год, но даже в рамках проекта возможна доработка уже имеющихся пособий по разным предметам и поиск путей превращения их в “горизонтальные” УМК.

В заключение хочется напомнить о том, что в последние два года Министерство образования настаивает на упорядоченной вариативности, то есть на включении в Федеральный перечень только трех учебников по одному предмету. Введение таких ограничений руководители отрасли объясняют необходимостью облегчить участь педагогов, которые тонут в море предлагаемых им новинок. Многие представители педагогической общественности и издатели категорически выступают против такого рода инноваций, которые, по их убеждению, противоречат демократическим принципам.
Выступая на семинаре, начальник управления учебного книгоиздания Министерства образования Зоя Нефедова высказала собственную позицию по этому вопросу: «Учебников может быть много – хороших и разных, и проблем с их выбором у педагогов и продвижением на рынке не возникнет при условии сильной информационной поддержки и квалифицированной методической помощи по их использованию».
Так, значит, дело вовсе не в количестве предлагаемых школе книг, а в качестве их продвижения?

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru