УЧЕБНИКИ
Экспресс истории
Гузик М.А., Зеликова Н.В.
Учебный путеводитель по художественной культуре
России.
Книга для учащихся.
М.: Просвещение, 2002
Учебный путеводитель» – согласитесь –
звучит заманчиво. Во всех нас, взрослых и не
очень, живет тяга к странствиям, но путешествия
во времени пока остаются мечтой человечества, и
лишь науки о прошлом дарят нам такую иллюзию.
Историческая культурология – активно
развивающаяся область гуманитарного знания, и
книга, которую вы, возможно, скоро возьмете в
руки, числится по указанному «ведомству».
Сегодня нет дефицита в пособиях, посвященных
вопросам исторического развертывания культуры.
Но, сталкиваясь с богатейшим эмпирическим
материалом, учащиеся, школьники и студенты
встречают вполне объяснимые трудности: как
совладать с информационным шквалом, лавиной
культурно-исторических фактов, имен,
обозначений? Проблема эта – «любимая мозоль»
учителей истории, которые то и дело слышат от
своих подопечных что-то вроде: «Ну не могу я
выучить вашу «историю»! Не запоминается никак!..»
Речь идет не только об особенностях
индивидуальной памяти, о незнании элементарных
приемов мнемоники, о способностях (или
неспособностях) самого учащегося… Чаще причина
таких трудностей – в методах преподавания. В
нашем случае можно говорить об общей культуре
текста: читающий и автор идут навстречу друг
другу, и в силах последнего позаботиться об
интеллектуальном комфорте аудитории.
Авторы и создатели учебной литературы постоянно
ломают голову в поисках путей оптимизации
усвоения излагаемого материала. Методических
наработок в этой области немало: различные
графсхемы, сводные таблицы, резюме и краткие
конспекты, списки ключевых слов и понятий и
другие подобного рода формы организации
материала как нельзя лучше служат учебным целям,
помогая не только запоминать и усваивать, но и
осознавать внутреннюю взаимосвязь всех
элементов предметной области, контекста и
отдельных дидактических единиц.
В данном пособии в качестве генерализирующей,
обобщающей текстового материала предложены
опорные схемы-конспекты. Каждая глава
укомплектована словесно-графическим конспектом
(одним или несколькими, в зависимости от
сложности и концентрации форм культурной жизни в
описываемою эпоху), с которого, как отмечает в
предисловии автор, «следует начинать движение по
маршрутам русской художественной культуры, имея
при этом в виду, что носителями информации в нем
является не только слово, но и конфигурация,
линия». Наличие этих культурно-исторических
карт, по мысли авторов, и должно порождать
аналогию с путеводителем и, кроме того, быть
наглядными и мнемоническими пособиями,
структурировать и упорядочивать вербальный
материал. В предисловии говорится, что эти схемы
суть «основной материал путеводителя», очевидно,
что авторы понимают всю важность
совершенствования методического обеспечения и
проделали серьезную работу в этом направлении.
В надежде не только черпать премудрость
гуманитарную, но и развлечься, а точнее, увлечься
сменой «видов», этнографическими подробностями,
«формами художественной культуры и их
региональными вариантами», «особенностями
творческой манеры» выдающихся деятелей
культуры, отправляемся мы в дорогу. «Древность –
Наши Дни» – такой вот экспресс…
«Следуя традициям своего времени, Нестор
начинает свой неторопливый рассказ от
Всемирного потопа, распределения земель между
сыновьями… образования народов и языков» (с.43) –
эта цитата иллюстрирует и авторский подход к
периодизации, и отправную точку движения.
Отечественная культура представлена как
поступательно-линейный процесс. Материал разбит
на главы: «Культура восточных славян» –
«Культура Киевской Руси» – «Культура русских
княжеств XII – первой трети XIII в.» – «Культура
Древней Руси XIII–XV веков» и далее, с
шестнадцатого по двадцатый века, где каждая
глава – столетие. Однако «неторопливость»
исторического изложения давно превратилась в
роскошь. И, вероятно, была доступна лишь
средневековым хронистам. «Путеводитель» –
повествование беглое, энциклопедическое,
фактологически насыщенное. Это вполне
оправданно, ведь временной охват книжки огромен:
десять веков исторического и культурного
развития!
Информативная ценность пособия необычайно
высока. А при интерпретации материала авторы
скорее склонны придерживаться традиционных
оценок. Ну и ложка дегтя напоследок:
огорчительно, но издание не содержит
вспомогательных поисковых средств, нет именного
и предметного указателей. Отсутствуют
иллюстрации. Словесно-графические конспекты –
это замечательно… Но ведь и не только хлебом
единым…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|