УЧЕБНИКИ
NN в жизни и творчестве
Целкова Л.Н.
В.В.Набоков в жизни
и творчестве.
М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2001. – 128 с.: фотоил. |
Якушин Н.И.
Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве.
– 2-е изд.
М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2000. – 128 с.: фотоил. |
Кузина Л.Н.
Ф.И.Тютчев в жизни
и творчестве.
М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2001. – 80 с.: фотоил. |
Биография писателя – это его
библиография. Если это преувеличение, то не
слишком большое. По крайней мере это верно, если
речь идет о структурном принципе
литературоведческих изданий. За основу
построения биографических очерков берутся
«главы» жизни человека, которые часто совпадают
с авторскими главами – с написанным, воплощенным
в книги.
Серия «В помощь школе» представляет выдающихся
русских писателей, и, вероятно, уже заслуженно
популярна. Книги предназначены в первую очередь
учащимся для самостоятельной работы. Отметим
стилевое единообразие концепции. Небольшой
объем текста, доступность и легкость изложения,
обилие «живых» цитат, документальных вкраплений,
свидетельств современников обогащают изложение,
делая его объемным, звучание – полифоничным.
В очерках о Достоевском и Набокове анализ
художественных произведений сливается
собственно с жизнью и судьбой писателей, и в
таком единстве нет, конечно, «искусственности».
Созревание замысла произведения, его
трансформация становятся фактами внутренней
жизни автора, а «судьба» романа – судьбой
человека.
О визуальном сопровождении текста следует
сказать особо. У книг серии, включая выше
поименованные, есть еще один создатель – это
Г.Ф.Ордынский (изобразительный ряд, подбор
иллюстраций, серийное оформление).
Книги буквально прослоены иллюстрациями.
Иллюстративного материала хватит на солидную
музейную экспозицию: портреты, памятные места,
иллюстрации к литературным произведениям,
факсимиле записных книжек и рукописей… и
портреты, портреты, портреты… Писатель, члены
фамилии, родственники, друзья, единомышленники.
Начиная от канонических хрестоматийных
изображений (например, Ф.М.Достоевский – с
гравюры В.Фаворского) и заканчивая
малоизвестными архивными фото.
Г.Гессе в романе «Игра в бисер» саркастически
отзывается о современности как о «фельетонной
эпохе». Мол, обыватель со своим меленьким и
праздным любопытством диктует моду на опусы о
«великих», сознательно низводимых до уровня
этого самого обывателя. Иными словами, потомки
зачастую проявляют интерес самый «шкурный»: что
ел? как одевался? и т.д. Саркастический пафос
Гессе вполне понятен. Набоков писал, что не
выносит «копания в драгоценных биографиях,
вульгарности «интереса к человеку», шуршания
юбок и хихиканья в коридорах времени…».
«Интерес» представленных биографических
очерков целомудрен и вполне академичен.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|