УЧЕБНИКИ
Классиков – в школу
В Министерстве образования прошла
презентация стотомника “Библиотека
отечественной классической художественной
литературы” (издательства «Дрофа», «Вече»),
который бесплатно поступит почти
во все российские школы.
Этот проект осуществляется в рамках
федеральной программы «Дети России». Расходы на
издание и доставку книг составили 154 млн рублей
из федерального бюджета. Это третий по масштабу и
значимости “школьный” проект (после
информатизации и закупки спортинвентаря),
который получает экономическую поддержку со
стороны федерального бюджета. Правда, в отличие
от двух предшествующих, которые осуществляются
на основе паритетного финансирования центра и
регионов, обеспечение школьных библиотек
сокровищами отечественной литературы
происходит исключительно за счет федеральных
средств.
В этом году победившее в тендере на выполнение
этого заказа издательство “Дрофа” выпустило в
свет “Библиотеку отечественной классической
художественной литературы” в 100 томах. Общий
тираж составляет 49 тысяч 500 экземпляров – по
числу школ, реализующих программы основного
(9-летнего) и полного (11-летнего) образования. До
конца первого квартала нынешнего года каждая из
этих школ получит по одному
комплекту-стотомнику. Правда, вне действия
проекта остались школы-интернаты, детские дома и
малокомплектные школы.
Почему в числе государственных приоритетов
оказалось детское чтение? Почему заказ
Министерства образования выполняло частное
издательство? Каковы были критерии отбора
произведений для этой серии?
На эти и некоторые другие вопросы ответил
министр образования Владимир Филиппов.
В 100-томную “Библиотеку” вошли произведения
писателей и поэтов: от фольклора и древнерусской
литературы до наших дней, обязательные для
изучения в школе и рекомендованные для
дополнительного чтения.
Каждый том открывает вступительная статья о
жизни и творчестве того или иного писателя, в
приложениях к книгам содержится дополнительная
информация об авторе и его произведениях.
В отборе произведений для 100-томника участвовали
преподаватели-филологи из вузов, школьные
методисты и учителя-словесники.
По словам министра, все они, опираясь на свой
опыт, стремились найти наиболее оптимальные
решения, поскольку идеальных в данном случае нет
и быть не может. Представители разных эпох,
литературных направлений и стилей, имевшие
различные политические взгляды, имеют одну общую
черту: все они выдержали испытание Временем и
оказались у Вечности в плену.
Однако, по свидетельству В. Филиппова, к
создателям серии высказывают претензии как
левые, так и правые политики.
Нелегкая борьба развернулась и за право
изготовления этого комплекта. Конкурс
проводился дважды, из-за чего сроки выпуска
тиражей и поставки их в школы были перенесены с
конца 2002 г. на первый квартал 2003 г.
В итоге, по словам Ирины Кузнецовой,
возглавляющей дирекцию программ “Дети России”,
удалось сэкономить почти 20 млн рублей, поскольку
поначалу на издание и доставку “Библиотеки”
планировалось 170 млн рублей – вместо 154 млн,
израсходованных на практике (1 комплект обошелся
примерно в 3000 рублей, 1 книга серии – в 30 рублей).
Высвободившиеся средства были направлены на
закупку оборудования для школ.
Неизбежно возникает вопрос, почему министерство
ограничилось поставкой лишь одного 100-томника в
школы – ведь учащимся теперь придется делить
одну книжку на несколько “душ” или “голов”. Не
лучше ли было отказаться от издания книг в
добротных твердых переплетах, как это сделано
сейчас, в пользу более дешевых, мягких?
По словам министра, вопрос об издании книг
«числом поболее, ценою подешевле» конечно же не
мог не волновать организаторов проекта. Но
мягкие обложки были отринуты сразу же – в таком
случае подарок государства школам оказался бы
недолговечным. Можно было пойти по другому пути,
обеспечив несколькими комплектами лишь какую-то
часть основных общеобразовательных школ. Но от
этой мысли также отказались: пусть все 9 и 11-летки
получат по одному 100-томнику, который будет
доступен детям для ознакомления хотя бы в
читальных залах. А интерес к новой серии
настолько велик, что многие регионы готовы
заказать и купить за собственные деньги
дополнительные тиражи.
По мнению журналистов, издательство “Дрофа”
должно напечатать книги и для свободной продажи.
Вот только их цена скорее всего будет процентов
на 70 дороже по сравнению с той, по которой они
были приобретены государством для школьных
библиотек, прежде всего из-за наценок в
магазинах.
Не залежатся ли подаренные школам бестселлеры на
полках? Для того чтобы этого не произошло,
школьные библиотекари должны искать новые формы
работы с детьми, а государство со своей стороны
поддержит и поощрит энтузиастов.
По убеждению министра, необходимо в ближайшее
время разработать целевую программу развития
детского чтения – как альтернативу различным
бедствиям и недугам нашего времени: наркомании,
преступности, бездуховности, подобно эпидемиям,
охватившим молодежь.
К сожалению, в обсуждении столь важной проблемы
по разным причинам не приняли участие писатели
Валентин Распутин, Кир Булычев и Юрий Бондарев,
произведения которых вошли в 100-томник и
присутствие которых было заявлено в программе
пресс-клуба. Некоторые усмотрели в факте их
неявки на заседание отрицательное или
критическое отношение к выпущенной серии. Будем
надеяться, что это не соответствует истине.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|