Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ

Анастасия РОМАНОВА

Поколение X,Y,Z

Никто не возьмется спорить, что юность в идеальном своем варианте – несерьезная и безоблачная страна, в которой все недостатки, в том числе и недостача опыта, при удаче становятся преимуществами: непростительная дерзость, бури страстей, восторги на пустом месте, гипертрофированная мистичность вперемежку с хронической влюбленностью, бездна неотыгранных вариантов, сотни соблазнительных возможностей. Но то всего-навсего идеал, безнадежно литературный образ в стиле наивминимализма питерских митьков да хиппианско-экзистенциалистского пафоса рок-н-рольщиков, которых нынешняя молодежь пестует лишь на почтительном расстоянии, опасаясь заразиться иллюзиями прошлого, мешающими им быть самими собой.
Если по гамбургскому счету, то прощайте романтические бредни, прощайте эпические герои! До свидания, русская утопическая хандра! Да здравствует рассудочность и элементарность настоящего, которое молодые разложат-таки по полочкам – без излишеств исторических фантомов, без экстатических надежд и жертвенных порывов. Звезд с неба хватать не надо бы – это опасно, потому что это наши отцы уже проходили; «светлое будущее» – крепкое ругательство, как это видно из эссе-отчаяния одиннадцатиклассницы, опубликованного ниже. Патриотизм – в сторону, поскольку патриотические настроения подразумевают чувство общности, единства взглядов. А сейчас объединяться крайне немодно, тем более немодно попасться на дармовые пейджеры «Идущих вместе», чтобы затем отъехать добровольцами преподавать в чеченских школах или жечь книги беспартийных бесстыжих писателей.
Смешно сочувствовать экстремалам-лимоновцам, заявляющим неведомо зачем в своем манифесте: «Нам чужд прозападный индивидуализм. Наше поколение говорит «мы», а не «я»… Буржуазные ценности для нас больше немодны. Мы отвергаем культ денег. Мы тяготеем к героизму и ищем его в нашей жизни».
Смешно и немодно, потому что слишком уж романтично. А что модно? Слыть индивидуалом, знающим что почем, себе на уме, подобно мультипликационной Масяне, развеселой питерской девчонке, презирающей попсу.
Модно, подобно студентам московского журфака, хаять и политиков, и генералов, и самих себя все той же безысходной мантрой: «Плохо, все плохо, все очень плохо в этой России». Модно слыть недовольным – человеком, родившимся здесь и сейчас случайно, прохожим, то есть скорее проходимцем, которого вынудили отвечать за чужие проступки, проходимцем, которому недодали, которого недолюбили. Тем, кто устал уже в самом начале пути, модно заявить: «Извините, но я не с вами, мне в другую сторону». И катись по шпалам в тартарары, глянцево-розовое поколение пепси, выведенное на чистую воду противниками Пелевина, катись по загранкам, золотая молодежь, беги по подиумам, опаздывай на фотобиеннале, подсчитывай свои расходы на тряпки, купленные в лондонских бутиках! Катись за кудыкины горы, технотронное поколение Икс, бредящее во сне приличной работой, зазывными рекламными слоганами «Бери от жизни все!» и «Лучше жевать, чем говорить!».
Заскакивай на бегу в вагон, поколение Игрек, – дети неизбывных надежд, высокомерные одиночки, знающие «как надо», но целесообразно отмалчивающиеся. И вправду, к чему мутить воду да метать бисер, коли жизнь всего одна, а дел невпроворот: институт, замужество, работа, заслуженная старость, дети и внуки по воскресеньям.
Рассаживайтесь по своим местам, городские Бивисы и провинциальные Батхеды, завсегдатаи интернет-чатов, и гуманитарная элита, цитирующая Харуки Мураками и Акунина в перерывах на ланч, протискивайтесь через тюки, чемоданы, котомки, авоськи, фэны Киркорова и фэны «Отпетых мошенников», фэны стиральной машинки «Занусси» и ТВ-шоу «Звезда эстрады», напивайтесь в вагоне-ресторане до чертиков, особнячком, алисоманы и толкиенисты, гаррипоттеровцы и киберпанки! Орите свои песни под гитары и варганы, под вертушки диджеев и хлопки ладоней, под стук колес. Кричите и буйствуйте. Ведь поезд идет в один конец по расписанию со всеми остановками.
Билеты раскуплены загодя, на вокзале аншлаг и толкучка…
…У билетных касс я вижу юную девчушку, за спиной гитара, ей где-то тринадцать, у нее волосы, вьющиеся мелким бесом. Видно, что она расстроена, поскольку ее пока еще не отпускают в путешествие одну. Она проходит мимо набитых вагонов, мимо машинистов и проводниц, ее лицо невозмутимо и решительно, глаза устремлены в заоблачную даль, ведомую ей одной и, может быть, ее близким друзьям.
И пожалуй, только случайный наблюдатель, разглядевший ее в привокзальной суете, смог догадаться, какой отличный новенький поезд ее поджидает и сколько чудесных приключений выпало на ее судьбу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru