ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
...Просто выйти в школьный двор, стоять
и слушать
Уроки весенней педагогики
Почему-то с годами все больше и
больше чувствуешь, насколько бесполезно, глупо и
попросту нечестно почти насильно удерживать
детей в классе за партами сияющей весной. Зима –
другое дело, но весна… В педагогической
периодике и на представительных педагогических
форумах без конца говорится о
природосообразности и “ребенкосообразности”
образования, но большинство учителей по-прежнему
идут наперекор детским потребностям и
продолжают учить их весной в классе, кажущемся
особенно пыльным и душным в это время.
Еще раз о “ребенкосообразности”
образования
Кто бы спорил против пользы учения. Кто бы спорил,
что учение – это труд и так далее. Только мы то ли
плохо помним, то ли вообще не знаем, что детский
организм, детская душа очень сильно зависят от
сезонных изменений в природе, что действительно
существует особая, “сезонная” педагогика зимы,
весны, осени.
Вспомним хотя бы замечательного русского
педагога девятнадцатого столетия Константина
Дмитриевича Ушинского, создавшего “Родное
слово” – великолепный учебник по чтению для
начальных классов. Прошло уже полтораста лет, а
эта нехитрая книжка действительно остается до
сих пор непревзойденной. По одной простой
причине – она создавалась, исходя из той самой
идеи “ребенкосообразности”. Чтобы дитя училось
премудрости, не переступая через себя, а
отталкиваясь от собственного “внутреннего
ресурса”, собственного житейского опыта,
надстраивая пирамиду высокой культуры над ним, а
не вместо или помимо него.
В первой части книги описывается знакомый
ребенку мир домашних и школьных вещей, животных,
растений, а во второй помещены тексты о явлениях
природы в разные времена года и о календарных
праздниках. Но самое замечательное не это, а
авторская ремарка: читать главы о природе и
праздниках именно в те дни, когда происходят
описываемые события, когда книжные картины
природы максимально совпадают с теми, что
ребенок видит за окном класса. То есть, попросту
говоря, учение и жизнь не взаимоисключающие друг
друга пространства обитания ребенка, и даже не
параллельные структуры, а одно целое,
практически проживаемое и теоретически
осмысливаемое. То, что Ушинский жил так давно,
совершенно не важно, поскольку мы ведем речь о
воспитании человека, существо которого в своей
последней глубине всегда неизменно вне
зависимости от обстоятельств эпохи. И
потребности души шестилетнего ребенка, жившего в
позапрошлом веке, совпадают с потребностями души
наших маленьких современников. Сияющая весна им
равно необходима не только в качестве
стихотворений и картинок в хрестоматии, но и в
качестве пространства для жизни.
“Детский год”
У Ушинского же я нашла когда-то удивительно емкое
понятие “детский год”. Это действительно совсем
иной промежуток времени, чем у взрослых,
по-другому устроенный и со своей скоростью
протекающий, о чем всем педагогам не вредно
помнить и учитывать в образовательном процессе.
Этот “детский год” требует особой, не такой, к
которой мы, взрослые, привыкли, структуры
учебного времени. В моменты перехода от одного
времени года к другому дети становятся
совершенно неузнаваемыми, непригодными для
сидения за партой и академического учения. Дети
щебечут и пищат, они больше похожи на щенят и
воробушков, чем на примерных учеников. Однако же
учиться-то надо! Но самое удивительное, что нет в
этом никакого противоречия. Дети по-прежнему
хотят открывать для себя мир, только по-другому, в
иных формах и обстоятельствах, чем зимой. И
всякий внимательный учитель это замечает и может
этому содействовать, надо лишь немногое изменить
в привычном школьном распорядке.
Легче превратить урок в познавательную прогулку,
чем безрезультатно бороться с детской весенней
расслабленностью и прогулами. И удивительное
дело: стоит действительно заняться с детьми на
улице чем-нибудь “весенним”, как их жажда учения
снова возвращается! Можно исследовать глубину и
периметр луж, внутреннее строение почки,
коллекционировать весенние запахи (не меньше
десяти!), придумывать арифметические задачки на
живом материале, писать и читать названия
весенних деревьев, подбирая к ним эпитеты –
прилагательные и олицетворения – глаголы,
читать отрывки из классики, бродить по воде… А уж
о сочинениях на весенние темы я и не говорю. Как
чудесно и просто – выйти в школьный двор с
репродукцией саврасовских “Грачей”, стоять и
слушать, как кричат настоящие, не нарисованные
птицы.
Но почему-то другой великий, настоящий учитель,
из более близких к нам, чем XIX век, советских
времен, Василий Александрович Сухомлинский
предупреждал молодых учителей-идеалистов:
“Провести урок в тысячу раз легче, чем пойти с
детьми в лес или на реку”. Он сам без устали
практиковал “уроки на природе” и имел все
основания так говорить. Это действительно так. От
учителя требуется подлинно энциклопедическое
образование, готовность к выходу за рамки
учебного предмета, поскольку детская
любознательность, помноженная на свободу,
порождает невероятное количество вопросов. А
кроме прочего и способность удивляться вместе с
детьми, смотреть по сторонам их глазами, не
отказываясь при этом от взрослого опыта. Это
очень трудно. Может быть, поэтому большинство
школьников продолжают сидеть в классе.
Пакет молочного льда
Конечно, больше всего свободы управляться
по-своему с учебным временем и пространством у
учителя младших классов. Но ведь и его подопечные
– самые беззащитные перед весенними
обострениями, самые часто болеющие, самые
устающие и особо нуждающиеся в “весенней
педагогике”. Значит, перекраиваем расписание и
выходим на улицу. Вот первый класс деревенской
школы, в котором я работаю. Странно было бы, имея
речку и лес в километре от школы, изучать все эти
красоты в классе по картинкам. И мы по пятницам в
конце недели, когда силы, кажется, на исходе и у
детей, и у взрослых, ходим в маленькие
прогулки-походы на километр-полтора с
рюкзачками, набитыми печеньем и интересными
книжками. А в последнее время ребята, как
настоящие путешественники, стали прихватывать
бумагу и простые карандаши – рисовать по дороге.
Мы гуляем и разговариваем по пути. Тренируем свой
глаз, чтобы он не пропускал интересного,
необычного, красивого. Идея этих “прогулок по
пятницам” возникла совершенно органично, словно
по-другому и быть не может. Полагается
первоклашкам два урока физкультуры в неделю – мы
берем лыжи и идем в лес. Или совершаем прогулки
пешком, но обязательно образовательные прогулки,
со специальным заданием, каждый раз все более
сложным.
Однажды, еще осенью, добиралась до
школы на попутной машине. За рулем – учитель
математики. Спрашивает, как дети учатся, и
добавляет: “Да чего мудрить! Бери детей в охапку
– и в лес. Это им всего нужнее сейчас. Ведь
Сухомлинский так делал. Слышала про
Сухомлинского?” Действительно, учение в природе
– самое важное для маленьких. И если уж не
получалось из-за морозов зимой выбираться в наш
сказочный лес, то осенью и весной – обязательно.
Вот мы читали недавно в книжке: “Река
вскрылась”. А что это значит, кто знает, какими
словами объяснять? А теперь наши дети говорят:
“Вскрылась – это значит как пакет с молоком. Бац!
И лопнул. Лед лопнул, и река открылась, как
пакет!” Непосредственное знание-переживание
ценнее выученного. С этим, кажется, уже никто
теперь не спорит. Можно в лесу и арифметике
научиться, и чтению, и даже письму. А тем более
заботе, вниманию, благоговению, послушанию,
наблюдению и сравнению. Поэтому мы снова и снова
собираемся в путь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|