ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Каникулы лишними не бывают!
Ведь на самом деле они тоже часть
учебного года. Особенно для подростков
Педагоги, работающие с подростками,
в один голос говорят, что подросткам учеба
неинтересна. Гораздо меньше учителей, которые
пытаются выстраивать все-таки совершенно особую,
подростковую школу со своим особым укладом
жизни. Здесь должны быть не только по-другому
устроенные уроки, по-другому устроенное
пространство жизни, но и расписание учебного дня,
недели, года другое, связанное с особенностями
развития подростка.
Один из важных, но слабо используемых
ресурсов построения подростковой школы – это
режим школьной жизни. Представляется
целесообразным разделение учебного года не на
четверти, а на триместры, что позволяет более
равномерно распределить учебное время. При таком
режиме каникулы не совпадают с окончанием
триместра, а значит, подростки используют их для
отдыха и для продолжения образования, а не для
ликвидации задолженностей по итогам четверти.
Первый триместр длится с 1 сентября по 25 ноября (с
недельными каникулами 6–12 ноября), второй – с 27
ноября по 17 февраля (каникулы – 1–10 января и 19–24
февраля) и последний – с 26 февраля по 30 мая
(каникулы – 26 марта – 1 апреля). Таким образом, в
календарном плане появляются лишние, четвертые
каникулы, чрезвычайно необходимые растущему и
быстро устающему организму подростка. Эти
дополнительные каникулы в конце февраля,
приходясь на самый тяжелый период традиционной
третьей четверти, когда работоспособность резко
падает у всех школьников, позволяют
компенсировать повышенную утомляемость
учеников, накопившуюся усталость, весенний
авитаминоз и дисфункции подросткового
организма.
Соответственно по-другому выглядит и расписание
ежедневных уроков, опять же построенное с учетом
особенностей здоровья и познавательной
активности подростков. Расписание составляется
на две недели, уроки – часовые (с пятиминутным
перерывом внутри) и получасовые. Введение
двухнедельного расписания дает возможность
изучать учебные предметы в режиме частичного или
полного погружения. Можно выстраивать
расписание с преобладанием на первой неделе,
например, предметов естественно-математического
цикла и соответственно гуманитарного цикла – на
другой. Благодаря сокращению количества
академических уроков в основное расписание
можно вводить проектную деятельность,
тьюторские встречи.
Такое изменение традиционного временного
графика занятий связано с широко известными
наблюдениями психологов, показывающих динамику
активности учеников на уроках. Примерно через
полчаса наблюдается резкий спад познавательной
активности. Пятиминутный перерыв позволяет
подростку переключиться, затем вернуться к
изучению того же предмета, но в другом виде
деятельности. Такая организация занятий дает
возможность изучать материал крупными блоками, в
разных формах, в том числе и в тех, которые
требуют временных затрат (проектирование,
моделирование). Так как уроки часовые, то их
количество сокращается до четырех-пяти вместо
обычных семи-восьми, и соответственно
сокращается количество домашних заданий по
разным предметам, что тоже уменьшает
утомляемость.
Надежда ВИНОГРАДОВА, Галина БЕСПАЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|