Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Каникулы лишними не бывают!

Ведь на самом деле они тоже часть учебного года. Особенно для подростков

Педагоги, работающие с подростками, в один голос говорят, что подросткам учеба неинтересна. Гораздо меньше учителей, которые пытаются выстраивать все-таки совершенно особую, подростковую школу со своим особым укладом жизни. Здесь должны быть не только по-другому устроенные уроки, по-другому устроенное пространство жизни, но и расписание учебного дня, недели, года другое, связанное с особенностями развития подростка.

Один из важных, но слабо используемых ресурсов построения подростковой школы – это режим школьной жизни. Представляется целесообразным разделение учебного года не на четверти, а на триместры, что позволяет более равномерно распределить учебное время. При таком режиме каникулы не совпадают с окончанием триместра, а значит, подростки используют их для отдыха и для продолжения образования, а не для ликвидации задолженностей по итогам четверти. Первый триместр длится с 1 сентября по 25 ноября (с недельными каникулами 6–12 ноября), второй – с 27 ноября по 17 февраля (каникулы – 1–10 января и 19–24 февраля) и последний – с 26 февраля по 30 мая (каникулы – 26 марта – 1 апреля). Таким образом, в календарном плане появляются лишние, четвертые каникулы, чрезвычайно необходимые растущему и быстро устающему организму подростка. Эти дополнительные каникулы в конце февраля, приходясь на самый тяжелый период традиционной третьей четверти, когда работоспособность резко падает у всех школьников, позволяют компенсировать повышенную утомляемость учеников, накопившуюся усталость, весенний авитаминоз и дисфункции подросткового организма.
Соответственно по-другому выглядит и расписание ежедневных уроков, опять же построенное с учетом особенностей здоровья и познавательной активности подростков. Расписание составляется на две недели, уроки – часовые (с пятиминутным перерывом внутри) и получасовые. Введение двухнедельного расписания дает возможность изучать учебные предметы в режиме частичного или полного погружения. Можно выстраивать расписание с преобладанием на первой неделе, например, предметов естественно-математического цикла и соответственно гуманитарного цикла – на другой. Благодаря сокращению количества академических уроков в основное расписание можно вводить проектную деятельность, тьюторские встречи.
Такое изменение традиционного временного графика занятий связано с широко известными наблюдениями психологов, показывающих динамику активности учеников на уроках. Примерно через полчаса наблюдается резкий спад познавательной активности. Пятиминутный перерыв позволяет подростку переключиться, затем вернуться к изучению того же предмета, но в другом виде деятельности. Такая организация занятий дает возможность изучать материал крупными блоками, в разных формах, в том числе и в тех, которые требуют временных затрат (проектирование, моделирование). Так как уроки часовые, то их количество сокращается до четырех-пяти вместо обычных семи-восьми, и соответственно сокращается количество домашних заданий по разным предметам, что тоже уменьшает утомляемость.

Надежда ВИНОГРАДОВА, Галина БЕСПАЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru