Александр СУВОРОВ: «А что такое этот
пресловутый нормальный уровень?»
Александр Васильевич Суворов –
профессор Университета РАО, доктор
психологических наук, автор шести книг и около 100
публикаций, действительный член Международной
академии информатизации при ООН, почетный
международный доктор гуманитарных наук в
Саскуаханском университете в США, кавалер
Почетной золотой медали имени Льва Толстого,
научный руководитель Детского ордена
милосердия... Отряды и клубы «Детского ордена
милосердия» работают в разных регионах России,
организуя взаимопомощь между здоровыми детьми и
детьми-инвалидами.
Александр Суворов вырос в Сергиево-Посадском
детском доме для слепоглухих детей. С помощью
всемирно признанных работ лаборатории имени
профессора И.А.Соколянского Института
коррекционной педагогики РАО десятки
слепоглухих детей смогли зажить своей жизнью,
общаться с другими людьми, обрести семьи.
Александр Суворов остался работать в той
области, которая дала ему жизнь, – детской
психологии.
Я задаю ему вопросы, написав русские буквы своим
пальцем на его ладони…
– Наверное, каждый инвалид или
талантливый человек иногда чувствует себя
«ненормальным» из-за мнения других. А ты и то и
другое. Бывали ли у тебя такие моменты?
– А что такое этот пресловутый нормальный
уровень? Мало ли зрячих и слышащих, способных
говорить и понимать только в пределах быта, не
больше. Разница лишь в том, что они используют
национальный язык, а слепоглухие и глухие –
жестовый. Но «кругозор» у тех и других вполне
сравнимый...
Когда я только приехал в Загорский детдом, попал
в одну группу с девочкой Наташей. Я учился быстро,
а она медленно. И вот ей это не понравилось (мне –
одиннадцать лет, ей, кстати, больше). Передает мне
учительница ее возмущение. Предлагает
(разумеется, не без педагогического «воспаления
хитрости») на выбор: я дожидаюсь, пока Наташа меня
догонит или я продолжаю учиться, не оглядываясь
на нее. Это Наташа заявила, что требует, чтобы я ее
дожидался... А мне в порядке педагогического
эксперимента было предложено принять ее
требование или отвергнуть – педагогам любопытно
стало. Я задумался. Наташу жалко... А я-то что буду
делать? Мне сказали: нужно несколько месяцев,
прежде чем она меня догонит. Давай, мол, мы все
усилия сосредоточим на Наташе, а ты тем временем
что хочешь, то и делай. Согласен? Недолго я думал.
Отказался категорически. С какой это стати? Буду
учиться дальше! И побыстрее!
– Можно ли считать это твоей педагогической
позицией в отношении этических проблем отбора
детей, особого обучения талантливых,
неравенства?
– Всякие там «позиции», то бишь интерпретации
фактов, – это не более чем любимый вздор тех, кто
их занимает. Один любимый вздор приносится в
жертву другому любимому вздору. Победивший
объявляет себя священным писанием, побежденный
объявляется ересью и чернокнижием. А игра
журналистов в объективность объективно
способствует расслоению любимых вздоров на
священное писание и ересь. Мне почему-то не
хочется играть в эти игры.
– Ладно. Как с этим справляется твоя
«Совместная педагогика»?
– Совместная – она все равно дискретная.
Педагог, в смысле учитель, не нянька, не
телохранитель. Даже при самом горячем желании
жить вместо ребенка я не смогу, а вместе
получается очень недолго, эпизодически, с
чересчур уж большими перерывами... И если ребенок
сам не будет субъектом решения своих проблем, то
я бессилен ему помочь. Общего решения этой
проблемы не существует. Но есть частные
практические приложения. Так возникло то, что с
1987 года я называю совместной педагогикой.
Всячески поощрять контакты детей-инвалидов с
другими детьми – инвалидами других категорий
или относительно здоровыми.
Людей, в том числе и детей, делит сама жизнь.
Передо мной стоит проблема детской
талантливости и ее развития во взрослости. Чтобы
добиться сколько-нибудь выдающихся успехов, а не
таких, которые и так сойдут, нужно настоящее
творческое горение, одержимость нужна. Если
этого нет, замечательный, яркий человечек так и
остается пустоцветом, творчески не плодоносит.
Нет внутренней потребности целеполагания и
достижения цели.
Отбор... он производится и происходит, кстати, сам
собой. Нужно вникнуть, вдуматься, о каком именно
отборе, отборе ради чего идет речь. Например, как
это делает Ю.М.Устинов с целью создания детской
группы, которая затем становится альтернативой
всему беспризорному миру. Эта детская группа
способна противопоставить остальному
беспризорному миру положительные ценности
взамен потребительства и вообще депривации в
любых ее формах. Создается противовес всему
этому потребительско-наркоманскому болоту. Из
этой массы отбираются – а как же иначе? – те, кто
согласен бросить свое болото ради чего-то
высшего. Что касается того, что «большинству
педагогов претит сама идея отбора»... Надо
отбирать! Но при этом дайте дорогу всем! А уж кто и
как далеко сможет по ней пройти – разговор
особый. И тем более особый разговор, почему одни
проходят дальше, а другие ближе.
– Ты сказал: «Если сам ребенок не будет
субъектом»... Значит, бывает иное? Мы все читали
«Педагогику сотрудничества»: никогда, ни при
каких обстоятельствах ребенок не может быть
объектом...
– Ты хотел сказать «не должен быть». С учетом
этой поправки – согласен. А так – очень даже
может быть. Деградация рано ослепших и оглохших в
том и состоит, что они объекты обслуживания, а не
субъекты самообслуживания. Что касается
прозябающих (жизнью это назвать нельзя) в
неблагополучных семьях, то они вроде
болванчиков, которые куда их дернут, туда и
поворачиваются. Чем не «объекты»? Объекты
случайных воздействий. Он попросту плывет по
течению, не стремясь ни к какой цели. Плыть по
течению может любой. Выгребать – только субъект,
личность.
Надо строжайшим образом отличать свои
благородные убеждения от реальности. Поэтому,
когда я говорю о детях как объектах, я всего лишь
констатирую неприглядную реальность. С тем,
чтобы ее изменить в соответствии с моими
благородными убеждениями. Но одно с другим –
убеждения с реальностью – предпочитаю не
путать...
Беседовал
Михаил КОРДОНСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|