КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Две реки в одном русле
Театральные дома Темура Чхеидзе
Политика вторгается в жизнь людей
безапелляционно – в дружбу, семью, творчество.
Люди маются и страдают, потому что разрушается
то, что собиралось и хранилось годами,
десятилетиями, даже веками. В любом разговоре,
затрагивающем острую с политической точки
зрения ситуацию, поневоле требуется
осторожность, какие-то ненужные в другом случае
оговорки. Мол, все равно, несмотря ни на что, наши
отношения по-прежнему дружеские... и прочее,
прочее. И правда, к счастью, поверх политических
барьеров есть крепчайшие узы, для которых не
страшны временные недоразумения и конфликты. Вот
такими узами связан с русским театром Темур
Чхеидзе, замечательный грузинский режиссер.
Он родился, вырос, выучился и сложился как
художник в Тбилиси. В этом городе его знают и
любят чуть ли не как национального героя, потому
что довольно давно, в конце 70-х – начале 80-х, он
снялся в телесериале «Твой сын, земля», где
сыграл главную роль – прогрессивного секретаря
райкома, который отличался от других
положительных советских партийцев тем, что был
неподдельным интеллигентом, человеком широких
взглядов и нетрадиционных решений. Сам Темур
скептически относится к этой своей роли, и,
по-моему, напрасно. Его театр – я имею в виду его
спектакли в Тбилиси, Москве, Петербурге,
Нью-Йорке – никогда на внешнюю злободневность не
претендует. Однако тогда, когда все республики
еще состояли в «Союзе нерушимом», а Темур
Нодарович прославился своими спектаклями «Хаки
Адзба», «Обвал», «Отелло», на экране для
аудитории огромной страны самим собой быть не
просто. Чхеидзе представил в той единственной
своей роли не коммуниста, а скорее человека
будущей, не имперской эпохи. За это-то
соотечественники, наверное, и полюбили его.
Что касается театральных зрителей, то они ценят
Чзеидзе с первых его постановок. Он знает разные
театральные традиции и приоритеты театра –
грузинского, русского, советского. Он знает, что
грузинский театр тяготеет к мощной метафоре, а
русский – к реальной психологии, он к тому же
наследник эпохи Эфроса и Товстоногова. Заветы
К.Станиславского и К.Марджанишвили могут
соединиться в игре актера, в режиссерском
замысле. Чхеидзе объединяет в своих спектаклях
эти русла, как бы сливает их в одну реку и при этом
не поступается своим пониманием театра. В
искусстве он лирик и стоик. Он даже не пробует
совмещать вкусы рынка с собственными оценками
жизни.
Тонкий, нервный, с виду не слишком могучий
человек, Чхеидзе в режиссуре непреклонен. Театр
бравурный, резкий, эффектный, риторический,
несерьезный ему глубоко чужд. Режиссер
настраивает слух зрителя – в глубине или в
высоте происходят великие, подчас страшные
перемены, а здесь, с нами, только волны, отзвуки,
догадки. Глубинами и высотами может быть и просто
человеческая душа. Создать сценический
эквивалент такому мировидению в коллективном
искусстве очень трудно. Спектакль Чхеидзе
требует всей полноты внимания и понимания – и от
актеров, и от зрителей. Когда ему удается
получить требуемое, он узнаваем и интересен.
Кстати сказать, везде интересен.
В течение нескольких сезонов он ставил одну
пьесу в трех разных вариантах в трех театральных
столицах. Речь идет о трагедии Ж.Ануя «Антигона»,
которую в течение нескольких лет увидели зрители
БДТ в Петербурге, театра имени К.Марджанишвили в
Тбилиси и МХАТа имени Чехова в Москве. Чхеидзе не
случайно так упорно возвращается к этой трагедии
– она рассказывает о людях в обстоятельствах
перелома, о людях на вершине власти и людях
подвластных, о непримиримом конфликте между
ними. Иными словами, о существовании с этической
точки зрения. Самое время, считает Чхеидзе,
поговорить на эту тему. Его театр актуален по
сути, иногда без видимых признаков этого самого
времени, хотя в «Антигоне» древний царь Креонт
одет как герой наших дней, заложник большой
политики.
Особую роль сыграл Чхеидзе в судьбе
прославленного Большого драматического театра,
который возглавлял более тридцати лет Георгий
Товстоногов. Когда в 1989 году театр лишился своего
руководителя, Чхеидзе первым был приглашен сюда.
Не потому, что он последователь товстоноговской
режиссуры (хотя для Чхеидзе это высочайший
авторитет), и не потому, что БДТ – грузинская
вотчина, а потому, что в театре почувствовали
сомасштабность этих художников, да и Товстоногов
не раз предлагал Чхеидзе постановки в своем
театре. С тех пор, после «Коварства и любви», на
ленинградской, а потом на петербургской сцене
Чхеидзе поставил десять спектаклей. Он прибавил
к товстоноговской эре БДТ свой период, совсем
другой и по-своему содержательный. Такие
спектакли, как «Любовь под вязами» Ю.О.Нила,
«Макбет» В.Шекспира, «Призраки» Э. де Филиппо,
«Бессолнечная ночь» Н.Думбадзе, «Борис Годунов»
А.Пушкина, открыли новых актеров, обновили
сценический язык БДТ, двинули театр к другим
берегам.
Последний сезон Чхеидзе и БДТ завершили
постановкой пьесы Бернарда Шоу «Дом, где
разбиваются сердца». Чеховская идиллия с
английским юмором и предзнаменованиями – так
можно назвать этот спектакль. Люди пьют чай и
разговаривают о пустяках, а в это время над ними
кружат самолеты с бомбами. Правда, и самолеты, и
бомбы образца 1914 года, но когда среди звуков
природы, чеховских лопнувших струн и кваканья
лягушек вдруг навязчиво пробивается посторонний
шум, кажется, что ты уже слышал его вне театра, как
раз в самом начале XХI века, и что вместе они –
природа и цивилизация – становятся совсем не
доброжелательны к человеку.
Сейчас много говорят об Апокалипсисе,
представляя его громоподобным событием,
разрекламированным самыми оперативными
средствами информации. Как будто нас ждет
какая-нибудь гибель Помпеи в изображении Карла
Брюллова. Дом, выстроенный на сцене БДТ,
переживает свой конец изящно и тихо, с дачной
меланхолией, в утренних пикировках и сумеречных
лирических паузах. Красивы и мечтательны эти
обреченные отцы и дети. Спектакль кажется
длинным, даже затянутым, как некоторые финалы
романтических симфоний, продлевающих
меланхолическое созерцание. Режиссер тоже
оставляет нам возможность забыться среди
скорбей и ада, это чувствуется в самом конце,
когда зловещие бомбовые удары превращаются в
музыкальные аккорды (композитор – многолетний
соавтор режиссера Гия Канчели). Иначе говоря,
земной ужас вливается в гармонию Вселенной.
Таков театральный стиль Темура Чхеидзе –
тончайшего художника театра.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|