ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
Уроки закончились, идите куда хотите
После занятий и кроме занятий детям
незачем приходить в школу
Много лет я жила в доме напротив большой
школы. Как только начинало темнеть, огромное
здание сразу выпадало из живого и теплого ряда
окружавших его светящимися окнами домов.
Сплошная чернота, пустота, безмолвие – не школа,
а словно потерпевший крушение, оставленный
людьми корабль.
В любом населенном пункте, будь то мегаполис или
маленькое село, взгляд уверенно отметит школу,
потому что теперь только школьное здание
замирает, чтобы не сказать вымирает, лишь
заканчиваются занятия, а по праздникам и
выходным дням вообще не оживает.
После уроков и кроме уроков детям незачем туда
приходить...
Вот и приходится им болтаться на улице, раз уж
школа не становится для них просветительским,
культурным центром, куда хочется бежать
вечерами, приходить по субботам и воскресеньям,
чтобы... чтобы делать что? Да в том-то и дело, что
всё! Чтобы жить насыщенно, интересно, испытывать
свои способности в самых разных областях знаний
и умений, общаться с товарищами, звать с собой
родителей, выпускать свою газету, свой журнал.
В далекие послевоенные годы дети стремились в
школу от безвыходности. Школа была островком
тепла и света в самом прямом смысле, потому что
вокруг было темно и холодно.
Выдающийся психолингвист Ревекка Фрумкина
рассказывает в своих воспоминаниях “О нас –
наискосок”: “Одна смена позволяла нам
оставаться после уроков в классе хоть до вечера.
Это было очень важно. Во-первых, в школе было
тепло, тогда как дома все мы жили с буржуйками и
отчаянно мерзли. Во-вторых, большинство жило в
тесноте в коммунальных квартирах. И в-третьих,
чем бы ни были заняты родители моих подруг по
классу, дома их – за редким исключением – не было
до позднего вечера. Школа, таким образом, была
местом, где мы могли, если того хотели, проводить
большую часть дня”.
Сегодняшние родители также заняты до позднего
вечера, и дети на долгие часы остаются
предоставленными самим себе. Похоже,
бессмысленно огромные объемы домашних заданий
придуманы именно затем, чтобы приковать ребенка
к столу в четырех стенах изолированной, но
безлюдной квартиры и не выпустить его на улицу.
Но на улицу он все равно пойдет.
Есть ли у ребенка дома компьютер или поблизости
от дома интернет-кафе – это уж как повезет, а в
школе компьютерные классы гарантированно есть.
Но простаивают запертые, пока старшеклассники в
подворотне пиво пьют.
В каждом газетном киоске мальчикам и девочкам
лезут в глаза неразличимые ни внешне, ни по
содержанию, пустые, однообразные глянцевые
журнальчики “для юных”. А обсудить настоящие
юношеские проблемы не с кем и негде. Можно было бы
в своей школе, но она смотрит темными окнами.
Ирина Лукьянова, публицист с большим опытом
преподавания, в журнале «Досье на цензуру»
гневно осуждает школу за «отпихивание ребенка и
выталкивание его на улицу». С ней трудно не
согласиться, хотя ее выводы слишком резки: «Школа
не играет никакой роли в социализации детей.
Школы не могут и не хотят поддерживать
внеклассную активность, хотя в условиях большого
города только школа и может реально быть местом,
куда ребенок сам приходит за дополнительными
знаниями. Все кружки, музыкальные школы, дворцы
детского творчества, как правило, находятся
далеко, а возить чаще всего некому и некогда. В
маленьком городе или на селе иной раз и вовсе
никакого выбора нет. Во многих странах школа
берет на себя социальную функцию организации
детей – сюда они приходят, чтобы в обществе
друзей заниматься чем-то нужным и приятным, здесь
дают концерты, здесь играет школьный театр, здесь
состязаются спортивные команды. В наших школах
ребенку нечего делать после уроков».
Разве трудно сделать так, чтобы школа вновь
ожила, стала притягательным местом, куда ребенка
манили бы свет и тепло общения?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|