Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Светлана ПОПОВА

Стиль, звезды, красота...

И очень много глянца

Создатели молодежной прессы так долго внушали юным читателям, будто все их интересы исчерпываются модой, сексом и гороскопами, что, кажется, сами в это поверили.

Все подростково-молодежные журналы будто помечены одной меткой: если человек, давно вышедший из юного возраста, вдруг попросит в киоске какой-нибудь из них, то продавец обязательно посмотрит странно и испуганно протянет: “А вам зачем?” Мой собственный опыт свидетельствует: так реагируют и почтенные дамы, подрабатывающие к пенсии, и розовощекие студентки, подрабатывающие к стипендии. При более детальных переговорах обнажается причина удивления киоскеров: “Неужели вы своими собственными руками дадите это ребенку?”
Да, очень часто давать это ребенку совсем не хочется. Но куда лучше, чтобы ребенок получил такой журнал от родителей с осторожным комментарием, чем эта глянцевая ерунда предстала бы запретным плодом, которого родители смертельно боятся.
Те взрослые люди, которые пекут для молодняка разные “Штучки”, “Башни”, “Шестнадцать”, “Yes!”, “Seventeen”, “OOPS!”, “Cool”, “Птюч”, “Я молодой”, “Молоток” и так далее, придерживаются двух стратегий.
Первая и основная, она же простодушно-глуповатая и в общем-то безобидная: молодежный журнал слизывается с обыкновенного глянцевого, “гламурного”, взрослого издания. Совершенно то же самое, только молодежный журнал потоньше и поэтому чуть дешевле.
Вторая стратегия гораздо ядовитее: взрослые дяди и тети на той же рекламной основе «вышивают» не только обычные гламурные узоры, а еще и с особенными узелками. И журналы обязательно очень дорогие – рублей по 70, как “Птюч”, например. Их особенность в том, что взрослая редакция агрессивно заявляет: у нас, молодых, своя культура, свои интересы, свой язык, вообще все-все – свое, непонятное старым и отсталым предкам и училкам. Эта стратегия предполагает минимальное присутствие социально-политических элементов, которые при первой стратегии отсутствуют напрочь.
Какие глупости несет великовозрастный главный редактор журнала “Птюч connection” Игорь Шулинский о нашей нынешней общественной ситуации – уму непостижимо! Читаешь и думаешь: то ли он действительно такой, опилками набитый, но имеющий возможность транслировать свое скудоумие подросткам, то ли очень умный циник, целенаправленно вбивающий в голову юным читателям абсурдную чушь, чтобы удерживать их на убогом уровне своего журнала и тем самым к нему привязывать. В свежем мартовском номере он оглянулся, например, окрест и пришел в ужас от нынешней социально-политической обстановки: “Вокруг происходят дикие, странные вещи! В прошлом месяце вышел удивительный закон о русском языке!” Его ужаснул еще и уход Парфенова с “нового” НТВ, где “мы, молодые” впервые получили “настоящее, развлекательное, хищное телевидение”: “Вокруг Парфенова собрались молодые люди. Мы стали видеть на экране нормальные цивилизованные лица. Телевидение не может быть принципиальным. Оно беспринципно. Потому что это высшая форма проституции. Пытаться привить нравственность телевидению – идея в высшей степени абсурдная. Весьма возможно, что Парфенов не самый хороший человек. Но он сумел пустить свежую кровь на телеэкраны. Появились качественно новые люди. Их язык может раздражать цинизмом, простотой, некоторым бескультурьем. Но он такой, какой есть. Это наше!”
Ворох слов вывален на подростка с определенными, надо думать, целями: чтобы, во-первых, приучить его к демагогической безответственности, а во-вторых, чтобы в рамочке из благоразумных упоминаний нормы и цивилизации подать абсолютно ненормальные и нецивилизованные идеи: хищное, беспринципное, бескультурное телевидение – вот то, что “нам”(то есть молодняку) нужно!
Что ж, родителям, пожалуй, невредно прочитать это и поинтересоваться мнением своего подросшего ребенка: а какое телевидение ему нужно? Он-то сам что считает нормальным и цивилизованным? Но на такие темы родители беседуют с ребенком редко. Учителям в школе тоже большей частью некогда дискутировать об этом. Хотя где же, как не в школе?!
Молодежные подражания взрослому глянцу абсолютно беспроблемны и не более содержательны, чем их старшие образцы. “Любовь, звезды, истории, стиль, красота” – так заявляет о себе “OOPS”, а мог бы и каждый такой журнал.
Как нужно модно и престижно одеваться, какие фильмы смотреть, диски слушать, зверюшек заводить. Гороскопы, постеры, интервью со звездами. “Тебе было прикольно учиться в школе?” – “Школа – это отстойное место! – “Тебе кажется нормальным, что ты бросила школу?” – “ Конечно! Нужно было сделать выбор: либо я остаюсь в школе, либо осуществляю мечту всей своей жизни...” (Вот так восемнадцатилетняя звезда высказывается на страницах “OOPS!”)
Если такие журналы не единственное чтение ребенка, то все в порядке. Конечно, их бессодержательность удручает, но все же макияж лучше накладывать правильно, и пропаганда “чистой здоровой кожи” и “свежего дыхания” ничего вредного в себе не содержит. А некие элементарные нормы гигиенического бытового поведения в таких “Штучках” предлагаются. Впрочем, не только нормы. Настырно навязываются всякие излишества, чтобы почистить не проблемную кожу, а родительские кошельки: “Yes!” любит накладные ресницы PUPA за самый искусный обман!
Повседневный цивилизационный уровень никак не сводится к проблемам, как наложить макияж и какая группа сейчас в моде. Но ничего сверх этого журналы “любви, стиля, звезд и красоты” не предлагают.
Как жить повседневно, здесь и сейчас, со своими проблемами, не имеющими ничего общего с накладными ресницами и звездными скандалами? Ответов на эти вопросы подросток в глянцевых молодежных изданиях не найдет. Обсуждения многопроблемного существования тинейджеров, серьезного обсуждения с их собственным участием сегодня, как ни странно, вообще нет.
И как хорошо, что, несмотря на загруженность, находится немало энтузиастов, которые развивают свою школьную печать, дают возможность детям высказываться о проблемах, действительно их волнующих, но не находящих отражения в подростково-молодежной прессе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru