Я ИДУ С УРОКА
РЕПЛИКА С МЕСТА
Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук
Вопрос правды – по-прежнему первый
Что такое сегодня уроки литературы? Увы,
до сих пор в большинстве случаев словесник
заставляет учеников говорить о художественных
текстах то, что ни он, ни они в этих текстах не
видят и видеть не могут.
Если бы учителя литературы говорили детям только
то, что увидено “своими глазами”, а не слепо
взято из учебников и пособий, то, к примеру, читая
пятиклассникам с выражением “Зимнее утро” –
чудесный образец любовной лирики, они краснели
бы за составителей программ. Но навык смотреть в
текст и не видеть его содержания спасает нас.
Каким образом и где филологами приобретается
этот навык? Наверное, еще в институте. Вспомним
первый курс, списки с немыслимым для
внимательного прочтения объемом обязательной
художественной литературы. Вспомним экзамены, на
которых студенты делают вид, что они все, что
положено, прочитали, а преподаватели – вид, что
верят им. Вынужденный навык беззастенчивой
полуправды, приобретаемый на первом курсе, на
всех последующих успешно закрепляется,
превращаясь в привычную слепоту. Когда же
вчерашний студент переступает порог класса, то
привычную подмену собственного восприятия
штампом и схемой он начинает прививать
школьникам.
Легче всего сказать учителю: не лги, будь
искренен – и очень трудно помочь ему этому
научиться. Если за помощью он отправится на курсы
повышения квалификации, то там ему, конечно,
прочитают цикл лекций о том, к какому результату
мы должны стремиться в своей работе. Однако
обучить его способам достижения этого
результата скорее всего «забудут».
Если же учитель обратится за помощью к работам
литературоведов, то обнаружит там все тот же
директивный характер. Изложение готового и
“чужого” понимания мало помогает читателю в
самостоятельном осмыслении произведения и
наслаждении им. Случается, что, читая такие
работы, мы, вместо того чтобы приблизиться к
художественному восприятию литературного
текста, в испуге убегаем от него, как убегают
большинство наших учеников после уроков
литературы от русской классики.
Учиться понимать великую литературу помогают
сами тексты. Весь секрет в том, чтобы при чтении
не проходить мимо “странностей”. Ведь именно
они, эти странности, несут неповторимость
художественного смысла. А увидеть эти странности
и не пройти мимо них помогают ученики, а точнее,
их искреннее непонимание.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Когда эта мудрость станет постулатом нашей
работы, тогда и школьники наконец реально смогут
читать русскую классику и обогащаться ею.
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|