Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что необходимо менять содержание школьного образования, переходить от зубрежки устарелой информации к деятельностным и личностным формам работы. Только как это сделать?
Метод проектов после почти столетнего забвения вновь стал пользоваться популярностью у педагогов разных стран именно потому, что, с одной стороны, позволяет в корне изменить положение ребенка в школе (сделать его субъектом, главным действующим лицом, в некотором смысле режиссером образовательного процесса), с другой – не ломает до поры до времени сложившейся классно-урочной системы.
Школы Франции, Германии, Америки включаются в проектную работу, в том числе международную. И Россия здесь далеко не на последнем месте.
К тому же перед нами редкий случай счастливого соединения инициативы на местах и начальственной заинтересованности: проектная деятельность включена в учебный план, финансируется работа группы исследователей, выпускается методическая литература, есть курсы при институтах усовершенствования учителей.
Казалось бы, проектируй и радуйся! Но все время ловишь себя на мысли о совершенном несоответствии работы с проектами (всегда индивидуальными, нестандартными, не поддающимися формальному оцениванию) стремлению государства подвести школу под общий стандарт. При этом стандарты и ЕГЭ внедряются в жизнь гораздо более активно – на это тратится много денег и сил.
А проектированием тихо занимаются энтузиасты, стараясь не думать о пятерках–тройках, тестах и программном минимуме.

Ольга КАЛМАНОВСКАЯ,
учитель-исследователь,
психолог, руководитель
проектных работ учеников средней и старшей школы

В переводе с латинского – «брошенный вперед»

Проект – это деятельность, в которой находят свое выражение личностные интересы ученика

«Проект – мой вклад в общую жизнь, мое предъявление себя миру». Это переход ребенка во взрослую позицию, от слов – к делу.
Когда мы предлагаем школьнику найти и осуществить свой проект, мы действительно признаем его независимость, уникальность и предлагаем ему найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. Это многое меняет в общении взрослого и ребенка.

«Я не знаю, что мне важно...»

В средней школе ребенку еще сложно определить, чего он хочет, что его интересует, и тем более найти то, в чем могло бы осуществиться это желание. Чаще всего дети учатся выбирать и обосновывать свой выбор в пространстве, которое задается учителями. Иногда ребенок совершенно самостоятельно строит проект, отвечающий его интересам, но получает очень бедный по содержанию и не соответствующий его возможностям результат. Однако для нас такой подход чрезвычайно важен, ибо ребенок осознает глубокую внутреннюю проблему: «Я не знаю, что мне важно». Это становится точкой его личностного развития.
Поиск своего проекта ставит перед школьником вопрос о ресурсах (внутренних и внешних), которые нужны для осуществления замысла. Так, в начале 8 класса мы предложили ученикам определить, что им поможет в осуществлении проекта и чем они готовы пожертвовать ради успеха. Ведь в жизни всегда приходится от чего-то отказываться ради важных целей. Большинство ребят в «жертву» приносили время (старшеклассники уже знают цену времени и дорожат им гораздо больше) и называли в качестве ресурсов умение общаться, логически мыслить, помогать другим.

Недолго думая

Как правило, ребята пытаются использовать в своем проекте уже существующий опыт. Они берутся за организацию конкретных дел: проведение спортивного турнира, создание развивающих игр для малышей, разработку маршрута похода. Но всегда ли можно считать такую активность проектной деятельностью?
Чаще всего юные организаторы много внимания уделяют практическим шагам (где купить картинки для оформления, кого попросить помочь в судействе на турнире…), а разработка самого замысла отсутствует. Поэтому взрослым приходится задавать вопросы относительно мотивов и целей, подробно обсуждать, для чего нужны те или иные организационные действия, что ребята предполагают получить в итоге, почему именно они взялись за это дело, что их привлекает в будущей работе, что они обязательно хотят сделать сами, а что готовы доверить другим участникам. Такие беседы задают наиболее сложный для подростка этап проектной деятельности – разработку замысла.

Говорить на понятном языке

Особая задача – освоение подростком понятий, описывающих проектную деятельность. Мы часто в разговоре с детьми пользуемся понятиями: «цель, задача, ресурсы, способы, результат, критерии», но не всегда раскрываем, что они означают для нас. И получается, что наш взрослый язык, вроде бы описывающий деятельность, на самом деле ничего не объясняет ребенку, не помогает выстроить собственное понимание. Зато если ученик подробно описал свой замысел, на каждом этапе имел возможность обсудить, осмыслить сделанное, то он не только суть проектной работы уловил, но и терминологию незаметно освоил и теперь может вести диалог на понятном языке с педагогами и ровесниками.

Чем лучше представляешь будущее, тем яснее настоящее

В начале 10 класса мы попросили ребят ответить на три вопроса: что такое, с их точки зрения, образование? для чего нужно? из чего оно складывается? Из ответов поняли, что будущее для старшеклассника – это не только выбранный вуз или специальность. Будущее – это образ жизни, ее стиль, круг общения и умение вписаться в него, это будущая семья и «я» как родитель, это «я» как женщина или мужчина, как личность, которая, обладая определенными ценностями, хочет реализовать их в конкретном деле с конкретным результатом, это наличие или отсутствие социального продвижения, это место творчества в будущей жизни...
Чем более объемно старшеклассник видит свое будущее, тем полнее и осмысленнее он относится к настоящему, начинает ценить каждый момент.
Старшеклассник выстраивает свое образование, проектирует послешкольное будущее, понимая, что жизнь сложнее наших представлений о ней, но он берет на себя ответственность за то, за что может взять.
В отличие от подростков, для которых основными являются организационные проекты или исследования в рамках предмета, старшеклассники осваивают такие исследовательские проекты, которые ставят проблемы взаимодействия человека и общества. Проекты старшеклас-
сников, как правило, имеют надпредметный характер и интегрируют разное предметное содержание, предполагая разные по уровням умения.
В старшем возрасте мы уделяем особое внимание созданию письменного текста, раскрывающего суть проекта, организуем защиту, где работа становится не предметом рассмотрения, а основой для обсуждения тех вопросов, ради которых осуществлялась проектная деятельность.
Например, автор исследования «Представление о характере учеников 5 и 10 классов» предлагал зрителям с помощью особой методики узнать, насколько глубоки их представления о собственном характере, и сопоставить личные впечатления с исследовательскими данными. Другая работа – «Счастливая семья глазами подростка» начиналась с небольшого театрализованного представления о несчастной, распадающейся семье. Зрители включались в обсуждение сюжета, причин развода супругов, пытались разобраться в своих семейных идеалах и предрассудках. Таким образом, старшеклассники, раскрывая свое видение и свою личностную позицию, вовлекали всех присутствовавших в активный диалог.
Назовем еще несколько работ: «Дети, больные ДЦП, в современном мире», «Подросток в мире алкоголя и наркотиков», «Классификация стилей жизни», «Технологии манипуляций в СМИ».
Проект перестает играть только образовательную или социальную – запрос общества – роль, на первый план выступает личность, для которой важно, чтобы ее ценности осуществлялись, а проект – это только способ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru