СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Памятник неизвестному учителю
Дети получают образование в сельской
школе, чтобы больше никогда не возвращаться в
село
Заблудились
Каждому из нас случалось заблудиться. Но
не каждому случалось заблудиться в той глуши, где
четыреста лет назад костромской крестьянин Иван
Сусанин утопил в болоте вооруженный до зубов
польский отряд…
…Увидев вдали знакомую с детства колокольню, я
напрягла память.
«Почему мне знакома эта церковь? – спросила я. –
Ведь я здесь впервые».
«Это картина Саврасова “Грачи прилетели”, –
прокомментировал шофер. – Она написана здесь, в
селе Сусанине».
Ожившее полотно «Грачи прилетели» было
последним, что мы сумели разглядеть среди
костромских лесов, которые, как известно, стали
местом действия оперы Глинки «Жизнь за царя» (в
советском прокате – «Иван Сусанин»). Здесь фары
автомобиля могут высветить бегущего вдоль
дороги экспортного пушного зверя, не
подозревающего о цене своей шубы. Деловые люди со
всей России наведываются в эти сумрачные места
на охоту. Передвижение по окрестностям связано с
определенным риском. До апреля по маршруту Ивана
Сусанина лежат глубокие снега. Невесты в белой
фате приезжают в эту глушь из Костромы, чтобы
возложить цветы к камню, на месте которого поляки
зарубили героического старосту села Домнина.
Трактор, пыхтя, ползет в снегу впереди
новобрачных, расчищая им дорогу к мемориалу.
Невесты выпивают с женихами шампанского,
разбивают бутылку о камень и возвращаются в
Кострому. Возвращаются засветло, потому что
зимней ночью в окрестностях страшно.
...Мы не сразу поняли, что заблудились. Через три
четверти часа темнеет. Проблуждав еще немного,
въезжаем в населенный пункт, едва обозначенный
на картах. Машина застревает в сугробе. Дальше
приходится идти пешком, разгребая снег руками.
Выясняется: нас занесло в село Андреевское
Сусанинского района. Старая церковь с кладбищем,
закопченный клуб советских времен. Типовое,
изрядно обветшавшее за три десятилетия здание
школы.
– В школу, греться! – советуют мне. – У школы
автономная котельная. Директор разбирается в
котлах и мазуте лучше любого кочегара.
Сокровищница
Встречает нас пожилая женщина с
волосами, аккуратно заплетенными в косичку. «Не
смотрите на наши черные стены: это битумная крыша
протекла, – говорит мне директор Андреевской
средней школы Татьяна Малышева. – На ремонт у
района пока нет денег. Но нашими стараниями в
школе тепло. А в костромском крае до начала
апреля снег и холод».
В кабинете у Татьяны Михайловны полки забиты
томами. Драйзер, Ростан, Горький. Чехов, Державин,
Пастернак, Астафьев, Рубцов... «Удивляетесь,
откуда у бедной школы такое собрание? –
улыбается она. – В районе закрываются
предприятия. В каждом из них в советское время
была библиотека. Вот мы и забираем книги...
Школьная библиотека насчитывает уже несколько
тысяч томов».
Библиотека занимает огромное помещение. На
стеллажах выставлены книги по истории культуры,
по литературе и философии. Вся классика для
уроков литературы. Весь Пушкин и Лермонтов. Глаз
притягивают потрепанные Шопенгауэр и Бердяев.
«Дети читают?» – удивляюсь я. «Не только! –
немножко сердится директор затерянной в лесах
школы. – Учителя читают тоже!»
Читать в селе Андреевском, если не считать
школьной библиотеки, в общем, нечего. Правда,
библиотека школы – выше всех похвал, найти в ней
можно все. Отсюда все село берет книги. Но дети
есть дети. Они, как поведали мне учительницы,
любят почитать и детективы, и книжки в жанре
фэнтэзи. Да и сами учительницы на досуге с
удовольствием погружаются в судьбу детективных
инспекторов и ловких преступников. В отличие от
своих городских коллег они вовсе не испытывают
неловкости за то, что тратят время на изучение
приключений Насти Каменской или Даши Васильевой.
Детективные книжки для них – почти экзотика.
Достать их можно только на рынке в соседнем селе.
Там торгуют не только одеждой, обувью,
галантереей и электроприборами, но и книгами, на
обложках которых изображены дивы с пистолетами
или инопланетные чудовища. В таком обличье до
костромского села Андреевского доползает
масс-культура больших городов.
Невезуха
Андреевской средней школе не везет. И не
потому, что протекла крыша. Заместитель главы
областного управления образования Анатолий
Драничников потом объяснил мне, что такая
история приключилась со многими школами в
области: типовой проект был на редкость неудачен.
И не потому не везет, что в Андреевском снесли
красивое здание, в котором школа жила почти сто
лет, и взамен предложили дрянную коробку. Дело в
том, что Андреевская школа совсем маленькая (в
среднем по пять человек в каждом классе).
Благодаря этой особенности она выпадает
практически из любой образовательной статистики
Костромской области.
Пока мы пьем чай с учителями, расспрашиваю их, как
складываются судьбы выпускников школы. Где они
работают? Пытаются ли поступать в вузы Костромы?
– Да среди наших выпускников становятся
студентами семьдесят процентов, – ответили мне.
– В переводе на русский это сколько?
– Семь человек в год, – призналась, порозовев,
молодая учительница русского языка Ирина
Малышева.
Если в высшее учебное заведение поступают 60
процентов выпускников, школа считается
блестящей. Таких школ мало даже в крупных
университетских городах. Зато в сельских школах
разных регионов России такие результаты
встречаются нередко.
Позднее, в Москве, мне рассказали одну
подробность. На протяжении пяти лет
представители ныне прекратившего свою
деятельность в России Фонда Сороса раздавали
студентам-выпускникам российских вузов особые
анкеты. В них вчерашним школьникам предлагалось:
«Назовите своего учителя химии, физики,
математики, биологии, которые пользовались бы
вашим уважением, обладали высокими
профессиональными и личными качествами».
Результаты подсчитывались. Если определенное
число студентов признавалось в любви к одному и
тому же кандидату, учителю давали стипендию в
несколько тысяч долларов. За пять лет 5232 сельских
учителя получили такую стипендию и стали
известны педагогической общественности. Многие
из этих учителей работают в сельских школах,
например, в поселке Лежнево Ивановской области.
А вот учителям села Андреевское не повезло. У
андреевцев в школе так мало выпускников, что их
голоса не могут стать решающими в определении
учителя-кандидата. Зато имена лучших учителей
Андреевской школы каждый год перечислялись в
анналах Фонда Сороса. Имена Галины Бойковой и
Татьяны Никольской – учителей математики,
Ираиды Пименовой – учителя биологии, Алевтины
Смирновой – учителя химии и Владимира Шапкина –
учителя физики. «Для того чтобы они стали
соросовскими учителями и получили крупную
стипендию, им не хватило всего двух-трех голосов.
Ведь в этой школе очень мало выпускников. «Такая
демографическая ситуация в селе, – сообщили мне
тогда, почти извиняясь, в Фонде Сороса. – Но что
поделаешь – конкурс есть конкурс...»
Не сдаваться
«Когда из десяти выпускников в вузы
поступают семь – это уникальный результат
учительского труда. Откуда у ваших учеников
такая любовь к знаниям?» – спросила я у учителей
Андреевской школы. «Им не хочется здесь
оставаться», – честно ответили учителя.
Мне припомнилась иван-сусанинская глушь вокруг
дороги, и покосившаяся церковь, и полусгнивший
сельский клуб, и снежные заносы в человеческий
рост, окружавшие село Андреевское. Желание
сельских школьников увидеть другую жизнь
показалось мне достойным всяческого уважения.
«А вы сами почему решили приехать сюда?» – задала
я учительницам еще более опасный вопрос.
«Мы все здешние. Конечно, зарплата маленькая. Но с
подсобным хозяйством можно справиться. Молодая
учительница приезжает в село, через год
осваивается, заводит корову, поросеночка... Если
откормить поросеночка в сто кило и продать мясо
по пятьдесят рублей за килограмм...» «Поросеночек
в сто кило – это свинья», – не без испуга
уточнила я. «Правильно. Но у нас так говорится:
поросеночек».
Каждый день учительницы идут в класс, где перед
ними сидят пять детей. Преподавать предмет
классу в двадцать человек может любой выпускник
педвуза. Это называется: работать по методике.
Преподавать тот же предмет пятерым ученикам
может только педагог от Бога. Этому в педвузе не
учат. Это талант.
«Родители в Москве готовы платить большие деньги
за такое образование, которое даете вы», –
сказала я.
«Нам бы крышу починить», – ответили мне.
Село Андреевское, затерянное в костромских
лесах, с каждым годом пустеет. Учителя привели
детей к тем целям, которые были ими поставлены.
Блестяще образованные выпускники школы
устраиваются на работу в областном городе. В село
они не возвращаются. Им там делать нечего.
Детей в селе рожать тоже некому.
В перспективе – закрытие Андреевской средней
школы.
...И когда мы выбираемся на шоссе и наконец
находим дорогу обратно в Кострому, монумент
Ивану Сусанину высится в снегах как памятник
неизвестному учителю.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|