ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Мария ПРОСКУРИНА,
аспирантка кафедры психологии
Алтайского государственного университета
Наука – занятие женское?
В последние десятилетия началась
новая волна феминизации; но если прежде доля
женщин-ученых увеличивалась с ростом
образования женщин и под напором феминистского
движения, то теперь ее объясняют тем, что наука
перестала быть столь привлекательной для мужчин
С начала прошлого века и примерно до 1930
года вхождение женщин в науку представляло собой
непрерывный поступательный процесс. Тогда же по
Европе шла первая волна массового движения
женщин за равноправие с мужчинами. В 30-е годы в
большинстве стран Европы, в США и Канаде начался
“отлив”. В США, например, женщин среди докторов
наук, преподавателей средних и высших учебных
заведений стало намного меньше, и вновь достичь
уровня двадцатых годов удалось только спустя
пять десятилетий. В 60-е годы их число в науке
растет стремительно.
Однако если наступает экономическая
нестабильность, первыми под удар попадают
женщины. В экономически нестабильном 1987 году
уровень безработицы в области науки и техники
среди американок составил 2,7%, а среди
американцев – 1,3% от общего числа трудоспособных
специалистов.
В Японии законодательная система не гарантирует
женщинам права на служебный рост после
вступления в брак и рождения детей, а их научной
карьере препятствует принятая в японских семьях
традиция оплачивать в первую очередь
образование сыновей. В результате нет женщин ни
среди почетных членов Японской академии наук, ни
среди исследователей естественно-научных
факультетов самых крупных университетов Токио и
Киото.
У нас полное отсутствие дискриминации по
признаку пола и даже определенные привилегии,
реализованные в первые годы советской власти,
создали ситуацию, радикально отличающуюся от
западной. Граждане нового государства вошли в
науку в период революционной ломки прежних
традиций, им не пришлось “проникать” в инертные
структуры стабильного общества, преодолевая его
сопротивление. Процесс феминизации науки у нас
шел без отступлений, как на Западе, а устойчиво и
постоянно: эта тенденция сохранялась на
протяжении всей истории отечественной науки.
“Всем известен
анекдотический рассказ о светской барышне,
которая на вопрос, что она сейчас читает,
ответила, что читает зелененькую книжку, а
сестрица ее – розовую. Утверждают, правда, что
княжну Анну Урусову, с именем которой этот
рассказ связывается, оклеветали завистницы –
княжна была очень хороша собой, – но важно ведь
не это, а сам факт появления и широкой
популярности анекдота. (И это при том, что уже
много поколений женщины читают больше мужчин и с
большим пиететом относятся к чтению.) Сама по
себе фигура “читающей барышни” воспринималась
как не совсем обычное, парадоксальное – и тем
самым показательное”.
Д.Равинский. «“Читающая барышня” как
историко-культурный феномен»
|
Однако и у нас были три волны
феминизации, когда доля женщин-ученых росла
особенно быстро. Первая была порождена
установками революционного государства. Вторая
пришлась на середину 60-х годов, когда открылось
много новых научно-исследовательских
институтов, центров, лабораторий, были созданы
тысячи рабочих мест.
В середине 70-х годов рост финансирования науки
резко замедлился, экстенсивное развитие
прекратилось. Сделать должностную карьеру в
научном учреждении становилось все труднее,
снизились заработки. В результате очень скоро
приток мужчин в науку уменьшился, следовательно,
возросли темпы ее феминизации. К 1988 году
численность женщин-ученых выросла по сравнению с
1960 годом в 4,7 раза и достигла 40% от общего числа
занятых в этой сфере. В 90-е годы этот процесс
продолжался. Он шел неравномерно в разных
отраслях науки.
В последнее десятилетие, далеко не лучшее с точки
зрения финансирования науки и поддержания ее
престижа, начался усиленный отток из науки в
другие, более прибыльные и перспективные виды
деятельности. И опять уходили прежде всего
мужчины. Женщины, как известно, по инерции
остаются на своих рабочих местах, довольствуясь
минимальной зарплатой и небольшой
загруженностью в научных институтах. Они больше
мужчин склонны к стабильности, к минимальному
риску, что привязывает их именно к бюджетным
сферам экономики.
Но вот что интересно: сохранилось деление наук на
относительно более и менее “мужские”. В этом
отношении их можно разделить на три вида. К
“мужским” наукам до сих пор относятся
физико-математические, технические и
компьютерные дисциплины. К “нейтральным” –
химические и биологические: физиология,
зоология, ботаника. “Женские” науки –
социальные, социально-психологические и
гуманитарные. Разумеется, это деление весьма
“грубое”, условное. Тем не менее, как утверждают,
соотношение мужчин и женщин, имеющих научный
статус, в “мужских” областях науки составляет
от 25:1 до 6:1; в “нейтральных” – от 5:1 до 3:1, а в
“женских” – менее 2:1. Еще интереснее, что свой
“пол” эти науки сохраняют во всех развитых
странах мира.
Наверное, эта статистика и породила устойчивый
стереотип, согласно которому есть научные
дисциплины, адекватные и неадекватные женскому
стилю мышления. Однако все проведенные
исследования не дают оснований для этого:
психологам не удалось обнаружить серьезные
различия между полами в интеллектуальных
способностях. Единственное общепринятое
различие состоит в том, что у женщин более развит
вербальный интеллект, а у мужчин –
зрительно-пространственный. Но и это объясняют
не генетическими особенностями, а спецификой
воспитания и отношением к внешнему миру, которое
формируется в раннем детстве: девочки более
склонны ценить и строить “отношения”, а
мальчики более интересуются предметным миром.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|