АРТ-КЛАСС
Мотив игры
Психолого-педагогические проблемы
детского театрального сообщества
В предлагаемой статье мы коснемся
некоторых педагогических и психологических
проблем, с которыми сталкивается руководитель
детского творческого коллектива.
Можно загубить детский талант, привить
отвращение к искусству, равно как и вдохновить
творческий коллектив на работу с полной отдачей.
И везде точкой отсчета является личность
режиссера-преподавателя. Его этические ценности,
уровень ответственности. Но здесь возникает
возможность манипуляции...
Так какие сверхзадачи и мотивы класть в основу
обучения? Какие перекосы в воспитании
провоцируют те или иные обстоятельства? И как
организовать процесс обучения, чтобы он строился
на взаимности интересов ученика и учителя, школы
и общества?
Подобные вопросы – предмет частых споров в
Харьковском городском союзе детских творческих
коллективов «Солнце». Многие руководители
детских театров полагают, что у каждого
творческого формирования в «Солнце» есть некий
ведущий девиз – комплекс мотивов, установок,
задач, на которых и держится театр. Эти девизы
могли бы звучать так: «Мы лучше всех», или «У нас
духовный поиск», или «Мы вас научим», или
«Давайте общаться», или «У нас творчество», или
«А мы ездим на гастроли». Каждый из них при умелом
использовании весьма эффективно помогает
руководителю, но имеет и существенные
недостатки. Духовно-религиозный коллектив
страдает менторством. Творчески ориентированную
студию постоянно лихорадит – вдохновение то
приходит, то уходит, а учебный процесс требует
постоянства. «Самые лучшие» становятся
выскочками и зазнайками. Любители общаться не
могут поставить спектакль – им просто некогда.
Ситуация осложняется еще и тем, что часто дети, а
иногда и сами руководители не отдают себе отчета
или заблуждаются в силах, побуждающих их
приходить на занятие.
Пытаясь разобраться в подчас драматических
ситуациях в сообществе «Солнце» и в их причинах,
мы обратили внимание на то, что студийцы и
взрослые, ставя один спектакль, действуют на
различных игровых уровнях.
Попробуем представить эти уровни в виде
многоэтажной системы. На первом этаже – игра с
самим собой или предметом. Ребенок баюкает куклу,
подросток в уединении разучивает гитарные
аккорды, компьютерный фанат просиживает ночами
со «звездными войнами»... Здесь причины игры –
любовь или интерес к самому процессу. Результат
его может не интересовать играющего, его также
мало беспокоит, присутствуют ли при этом зрители.
Так и на сцене юный актер находится в собственном
мире, часто не слышит партнеров, увлекается,
выпадает из действия, словом, «воображает».
Второй уровень – игра с партнером или
партнерами. Здесь уже присутствуют
соревновательность, желание победить, догнать,
превзойти соперника, ярко выраженного другого.
Публика на этом уровне может существовать в лице
этого другого, но игрок вряд ли пытается снискать
ее признание.
Эти два этажа относятся к театральной игре
постольку, поскольку составляют его фундамент.
С воспитательной точки зрения отметим
бескорыстие, которое сопровождает игры этих
уровней и множественность полезных наработок,
появляющихся в ходе такого бесцельного
«баловства». С удовольствием подражая маме, папе,
курочке, тучке, зайчику и бегемоту, ребенок
постигает мир! Играя с партнерами – учится
общению.
Продолжая рассматривать многоэтажное здание
игры, мы подходим к ситуации, когда игры первого
или второго уровня находят своего зрителя –
возникает третий этаж. Музицирующий юноша видит,
что его упражнения привлекли внимание соседей, и
начинает петь громче, отчетливее, с повышенным
артистизмом, или играющие в мяч начинают
заводиться от внимания подошедших болельщиков, и
футбол приобретает черты театрального действа –
с красивыми падениями, экспрессивными выкриками,
картинным выкладыванием до конца. На этом этаже
мы расположим любителей показухи.
«Звездная болезнь» в своей яркой форме, по нашим
наблюдениям, возникает на следующем, четвертом,
уровне, когда публика уже может сравнивать игру
разных коллективов или солистов, представляющих
один и тот же жанр искусства. А те, что на сцене
только что срывали аплодисменты, с
неудовольствием узнают, что есть еще кто-то, кого
хвалят, любят и почитают.
Этот период характеризуется активным
профессиональным ростом всех участников борьбы,
так как доказать свое превосходство можно только
совершенствуя свое мастерство. Но здесь мы вновь
замечаем возможность подмены мотивов – на сцене
может очутиться хвастун, интриган, цель которого
не играть, а блистать.
Настоящий актер, сочетающий в себе интерес к
лицедейству и здоровое честолюбие, находясь на
сцене, пребывает одновременно в двух игровых
плоскостях. Одна плоскость – это игра с
художественными образами, на музыкальном
инструменте или со своим телом. Другая –
представление, подача этой игры окружающим. В
результате происходит двусторонняя
корректировка, когда восприятие публики требует
того или иного характера игры (вялый зритель
требует экспрессии, очень активный зал
необходимо «потушить»). В то же время подъем,
испытываемый в результате зрительского
сопереживания, может вдохновить играющего.
Именно здесь происходит резкий профессиональный
скачок, продиктованный изменением исходных
условий игры. Это, на наш взгляд, пятый уровень
игры актера.
И наконец, однажды может произойти объединение
прежних соперников в одной большой игре, в
которой нет предела совершенству, которая хороша
сама по себе, где каждый выигрывает на своем
уровне и девиз «Главное – участие» не
наполняется унизительным смыслом. Эту общую игру
мы отнесем к шестому уровню в нашей
классификации актерской игры. В игре на этом
уровне возникает следование неким эстетическим,
этическим, духовным идеалам, общим для прежде
противоборствующих сторон. Здесь задействованы
совсем другие механизмы творческого и
художественного роста, без которых также
невозможно представить себе артиста.
Возвращаясь к коллективам объединения «Солнце»,
следует признать, что именно достижение этого
уровня ознаменовало появление самого
сообщества. Отметим, что шаги навстречу друг
другу сделали в первую очередь многократные
призеры конкурсов, фестивалей. То есть те,
которые не сомневались в своей творческой
состоятельности. Именно последним стало ясно,
что конкуренция – не единственная форма общения
театров.
Подводя итоги сказанного, отметим, что в этой
статье мы хотели поставить вопросы, очертить
ситуацию. Взаимоотношения внутри детских
театральных коллективов и между ними порождают
множество педагогических, психологических,
этических и эстетических проблем. Каждый
коллектив, как зеркало, отражает личность
режиссера-руководителя, его убеждения, жизненные
поиски, подчас крутые повороты его судьбы.
Идеология, художественные принципы такого
коллектива могут быть отличными от
общепризнанных концепций. В этом огромная сила и
в то же время уязвимость творческих групп.
И конечно же необходим поиск новых идей и
ценностей, которые могли бы объединить усилия
разнонаправленных коллективов, создать
перспективу, вдохновить на совместные поиски.
Это непростая, но, безусловно, благородная
задача.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|