АРТ-КЛАСС
Месяц назад мы опубликовали первую,
пилотную полосу с названием “Арт-класс” и
пригласили к разговору режиссеров, педагогов,
психологов, которые, как мы тогда написали,
“занимаются театром в условиях обычной школы”.
Наши сегодняшние собеседники считают, что это
еще вопрос, нужно ли заниматься театром именно в
условиях школы. Уж по крайней мере, подчеркивают
они, следует сначала разобраться в целях и
задачах, которые берут на себя школа и театр в
развитии ребенка. Тем более нужно понять законы
внутренней жизни детского творческого
коллектива, где есть свои теплые и холодные
течения и подводные камни.
Итак, специально для газеты “Первое сентября”:
Евгений ВОРОПАЕВ,
председатель городского союза детских
творческих коллективов “Солнце”;
Наталья КРЮКОВСКАЯ,
руководитель учебной студии динамической
светоживописи
при Харьковском областном дворце детского и
юношеского творчества;
Вениамин ЛИТОВСКИЙ,
один из авторов и разработчиков школы диалога
культур,
преподаватель Национального аэрокосмического
университета им. Н.Е.Жуковского “ХАИ”.
Какой театр нужен школе и какая школа
нужна театру?
Участники “круглого стола” спорят с
авторами первого выпуска “Арт-класса”
Вениамин Литовский. Появление
полосы “Арт-класс” (и думаю, коллеги меня
поддержат) – это колоссальный прорыв к
обсуждению страшно важных проблем детского
образования. Но, как мне кажется, у авторов статей
проблема поставлена методологически неверно.
Врастить театр в современную школу как она есть
не только невозможно – преступно. Это показывает
опыт. Потому что школа – прежде всего работа с
учебными текстами, а театр – это совсем другое.
Театрализация на уроке – всего лишь декорация,
пародия и на театр, и на школьное обучение. Она и
первое погубит, и второе не спасет.
На мой взгляд, задача состоит в том, чтобы
увидеть: школа и театр в чем-то едины, но никогда
не совпадают. Они начинаются из одной точки – из
детской игры, откуда, кстати, вырастают также
письменная речь (идея Льва Семеновича
Выготского), математика, география. Они
начинаются и существуют далее, как сообщающиеся
сосуды. То есть театр формирует массу вещей, без
которых ребенок не сможет учиться (например,
умение видеть внутренним взором то, о чем
говорится в книге). С другой стороны, ребенок
учится в школе, а потом вырывается из нее, чтобы
жестом и словом выразить то, что он представлял,
но выразить не в школе – в театре.
Евгений Воропаев. Конечно, во многих
школах есть театральные кружки, но не театр как
организация. Самое интересное, что и при так
называемых школах искусств театр не
складывается. Там нет возможности создать
театральный коллектив. Есть почасовка: приходит
сегодня кто-то из Театра Шевченко, отрабатывает
свое время и уходит. Он дикции ребенка научил. На
следующее занятие приходит другой и показывает,
как накладывать грим. В конце концов возникает
спектакль. Никакой.
Самыми жизнеспособными оказываются этакие
театральные «хуторяне», которым удалось отбить
где-то в Доме пионеров или той же школе помещение,
где они работают: огородились, окопались и никого
в свои дела не допускают. Это ваше, а это наше. Вот
ров, вход три рубля. И коллектив работает!
В.Л. То, что рассказывает Евгений
Павлович, – очередная потрясающая история. А
суть: вот специфика театра, вот специфика школы.
Нужно понять их культурную и психологическую
задачи. Что должен дать детям театр? Что должна
дать детям школа? Как их соотнести? От ответа на
этот вопрос зависит судьба театра, где играют
дети.
Е.В. Можно я закончу? Я думаю, если такие
школы-театры и могут существовать, то как некая
редкость. И пожалуй, самая главная проблема даже
не финансово-административная, а, как показывает
опыт моей экспериментальной группы, этическая. Я
задаюсь вопросом: может ли театральная труппа
быть коллективом единомышленников? Сейчас в моей
труппе несколько детей, которые друг другу за
роль глотку перегрызут. Какой тут учебный
процесс? Мне в первую очередь нужно помирить их
друг с другом... Вот мы тянем школу в театр или
театр в школу. Педагог старается, но даже если
коллектив сплочен, есть негативное отношение к
другим театрам. Идет борьба за пространство, за
зрителя, за признание.
Вот я пытаюсь создать в городе сообщество
детских театров. Атмосфера какого-то приятия и
поддержки в творческой работе жизненно
необходима в отношениях между разными
коллективами. Но пока у меня и моих
единомышленников недостаточно сил, чтобы
управлять стихийным мощным процессом развития и
борьбы детских театров.
В.Л. Цель обучения в школе, как ее
понимает та группа разработчиков школы диалога
культур, которую я представляю, – обеспечить
максимальный допуск максимального количества
людей к ценностям культуры, создать возможности
самоопределения в ней в качестве творца.
Прекращение цензуры в культуре.
Троцкий писал примерно следующее: «Мы залили
Россию кровью, чтобы победить. Если что-то
оправдает нас в этом безумии, то только одно: в
будущем обществе ядром формирования
политических партий станут педагогические
программы». И как бы мы ни оценивали политические
установки и деятельность Троцкого, следует
признать, что он гениально схватывал суть: прежде
всего нужно решать проблемы детей, в том числе
проблемы детского образования.
Что возможно сегодня? Разные варианты. Например,
возможны театры, которые приезжают к детям и
показывают классику. И это должно
финансироваться государством! Почему детские
театры не имеют права получить деньги даже на
бензин для автобуса или заработать их
самостоятельно? Мы красиво говорим о своих
переживаниях, но это не снимает постановку
жестких вопросов.
Второе. Педагог должен четко понимать задачу,
которую он решает, собрав вот этих детей. А кроме
того, если есть социальная цель существования
театра, тогда не будет богемы, мышиной возни,
которой мы страшимся. Если нет социальной цели –
будет богема.
Наталья Крюковская. Я бы хотела
защитить идею урока-спектакля, урока-зрелища.
Именно такие уроки запоминаются. Тогда на уроке
математики может быть интереснее, чем на уроке
литературы.
Е.В. Действительно, важен вопрос, какой
нужен театр школе: образцовый, супер или
любительский, прикладной, помогающий конкретным
детям. Пусть школа сама решает, нужны ли ее театру
гастроли, поездки, профессионализм. Театр может
стать сильным, но это необязательно для хорошего
учебного и воспитательного процесса.
В.Л. Нужно четко понимать, о чем идет
речь. О вхождении в образ, разыгрывании роли,
маски? Тогда это игра, карнавал, но не театр.
Н.К. Если мы говорим о детском театре,
должны мы ставить детей в положение взрослых
актеров или нет?
Е.В. Ребенок никогда не скажет, для чего
он играет в театре: тусуется, свои проблемы
решает, самовыражается. Хорошо, если педагог
будет над этим задумываться.
Я знаю театр, где все друг друга любят, а
спектакли слабые. Хотя потом из этих ребят
выходят актеры-мастера. А другой театр все время
гастролирует, но там и ссоры, и конфликты.
Думаю, формулировка вопроса должна быть такой: не
вообще нужна ли школа театру, а театр школе, а
какой театр нужен школе и какая школа нужна
театру. Если требуется театр образцовый – это
одно, дружеский – другое, психотерапевтический
– третье. Какова будет сверхзадача?
В.Л. Я бы заострил вопрос: какая именно
школа нужна театру? Поиски ответа на этот вопрос
и привели учителей школы диалога культур в
сообщество детских театров.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|