Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Мы привыкли и не замечаем места, в котором живем. Лишь иногда, в хорошие минуты, у нас хватает сил восхищаться родными пейзажами. А дети часто говорят: “Да ну, что в них красивого!” И редко кто из нас по-настоящему задумывается, отрываясь от хозяйства и школьных тетрадей, о нешуточном потенциале пространства, в котором мы оказались. О работе гения места, которая ежеминутно совершается в нашей душе. О влиянии этих самых луж, холмов, деревьев на миропонимание человека. О влиянии старого разбитого продмага на перекрестке, неработающей (или работающей!) сельской библиотеки. О словах, интонациях и жестах какого-то дяди Феди, соседа по улице, которые воспитывают наших учеников больше, чем все уроки, вместе взятые. Обо всем том огромном и непонятном, что на научном языке называется “социокультурной средой”, которая может оказаться культурной и развивающей, а может – убивающей и калечащей.
Среда эта требует внимания к себе и жестоко мстит нам, если мы от нее отворачиваемся. Но и открывает невиданные возможности, если мы получше всмотримся. И тогда окажется, что социальное воспитание в деревне – не только и не обязательно трудовое, крестьянское... хотя и без него не обойтись.

Ученичество от земли

Среди сельских школ нет, наверное, ни одной, отказавшейся иметь собственное хозяйство, производство, пусть даже небольшое. Потому что это одна из опор, на которых многое держится: школьное питание, финансовая самостоятельность, возможность профессионального обучения и трудовой практики детей. Школа, где можно только учиться, но нельзя трудиться, – не совсем школа. Кому нужны выпускники с переполненной головой и беспомощными руками? С другой стороны, бесцельный и тяжелый труд никого еще не вдохновил и не воспитал. К счастью, находятся школы, которые смогли пройти меж этих двух крайностей, вырастить своих учеников на “золотой серединке”, чтобы и наука была, и труд на земле. Еще в советские времена возникло целое движение ученических производственных бригад. Прошло уже столько лет, а дело это продолжается во многих школах, особенно юга России, где сама земля словно бы призывает сельских учителей к такому типу учения. О таком многолетнем опыте детской полевой практики рассказывает директор школы села Каменная Степь Таловского района Воронежской области Ольга Студеникина.

Поле, лес, лаборатория...

Первая ученическая бригада возникла в школе в пятьдесят седьмом году. Сейчас возродился интерес к школьным бригадам, а ведь было время, когда о них забыли. И забыли напрасно. Ведь труд – величайший воспитатель. Он отвлекает от всех ненужных дел. Особенно если труд этот исследовательский, если там есть хоть малая толика эксперимента. Мы находимся рядышком с Сельскохозяйственным институтом им. Докучаева. Наши ребята под руководством ученых работают, с гордостью говорят: “Мы вместе этот сорт выводили!” Отличная идея – приобщить детей к экспериментальной работе. Труд только физический, механическое выполнение заданий – это неприятно и неправильно. Нам повезло: 19 га земли институт нам дал в безвозмездное пользование. Обсерватория при институте помогает проводить опыт, ученые проводят уроки, которые ребята наши очень любят. С ними разговаривают об урожае, как со взрослыми. Воронежская сельскохозяйственная академия, что называется, с руками и ногами берет наших выпускников, потому что они все начальные ступени аграрной науки уже прошли: сначала на пришкольном участке, потом в бригаде, в лесничестве, в лаборатории института. И родители, большинство из которых – выпускники нашей школы, против занятости детей на полях не возражают, наоборот, они заинтересованы в этом. И многие наши ребята, отучившись в академии, возвращаются в село, продолжают заниматься наукой или становятся хорошими, настоящими крестьянами.

Ольга СТУДЕНИКИНА,
директор школы
село Каменная Степь, Таловский район, Воронежская область

Задачки по практической экономике

Но если посмотреть на всю эту сельскохозяйственную практику, что называется, “педагогическим глазом”, все может оказаться гораздо глубже, чем кажется. Ведь суть-то не только в том, чтобы выполнить пункты школьной программы и дать деревенским детям первичные навыки хозяйствования на земле. Дело в том, чтобы научить их (а сначала научиться самим нам, взрослым) действительно жить, а не существовать, в том пространстве, которое нам очерчено. Научиться видеть не только экономические возможности места жительства (хотя это тоже очень важно), но и нравственные, человекоразвивающие. Ученические полевые бригады, школьные лесхозы, детские опытные станции – дело очень хорошее, нужное, пусть все это будет. Только бы нам еще суметь выстроить педагогическое взаимодействие с окружающей средой, чтобы всякое случайное соседство с учеными или предпринимателями, всякое дело, всякий дом, забор, холм, дерево, старую мельницу можно было бы рассматривать как педагогическое, выращивающее человека пространство. Не только извлекать из этого соседства практическую, мгновенную пользу, но и улавливать атмосферу места, может быть, незаметную сразу, формирующую образ мыслей. Чтобы, работая на земле, наши ученики не только овощи выращивали или хлеб, но и свой собственный внутренний человеческий “ресурс”.

Каждая сельская школа пытается развязывать узлы собственного неблагополучия по-своему. Вот Белозерская средняя школа (Краснодарский край), как и сам поселок, в котором она находится, обязана своим появлением ВНИИ риса. Много лет школа находилась под научным покровительством института, здесь и учились в основном дети сотрудников. Прошло время, и школа пополнилась обычными детьми, а преподавательский состав – учеными. Выпускники, как правило, успешно учатся дальше в Сельскохозяйственной и Политехнической академиях, успешно конкурируют с городскими ребятами. Чаще всего поступают на естественные или экономические факультеты. Чем им так интересна экономика? Еще в школе они учатся зарабатывать свои первые деньги – летом сотрудничают с местным лесхозом и птицефабрикой, сами ремонтируют школу. А главное, как говорит директор школы, экономика – это попросту разумная организация человеческой деятельности. Ребята изнутри знают специфику хозяйственной жизни поселка, пробуют себя в реальном деле и чувствуют удовлетворение от собственного труда.
А в школе поселка Индустриальный того же Краснодарского края в учебный план введена программа “Хозяин и хозяйка сельского дома”. В поселке когда-то работал совхоз, специализировавшийся на производстве молочных продуктов и выращивании овощей. Сейчас совхоз распался, существует несколько крупных частных ферм. Значит, и воспитание хозяина сельского дома, а проще сказать, фермера – не дань очередной моде, а насущная местная необходимость. Мальчики пятых – девятых классов учатся различным строительным и ремонтным работам, необходимым на селе, разным техникам уборки и заготовки сельскохозяйственной продукции, работают с машинами, ухаживают за животными, постигают азы фермерской экономики. И все это не по учебникам, а в тесном сотрудничестве с настоящими фермерами, которые не справляются сами со своими громадными хозяйствами, зовут школьников. И получается вполне реальная крестьянская школа. С задачками по практической экономике – показать детям, как можно разумно устроить настоящую текущую жизнь и такое привлекательное для них будущее. Неспроста, видно, главная мечта почти у каждого старшеклассника – построить свой дом, иметь свое хозяйство, жить своим трудом, разумным и нужным.

Юлия МАСЛОВА,
корреспондент газеты “Сельская школа со всех сторон”

В оформлении статьи использованы фрагменты картин Ефима ЧЕСТНЯКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru