НЕПАРАДНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Учитель в России – профессия женская
По составу учеников школа в России –
смешанная. А по составу учителей – женская.
Конечно, 8 Марта не самая удачная дата для такого
разговора. Но мы не виноваты, что только в этот
день общество вспоминает о проблемах, связанных
с разделением полов.
И похоже, правительство делает все возможное,
чтобы наших детей в школах обучали и воспитывали
исключительно женщины.
И если сторонники и противники раздельного
обучения утверждают, что в обучении пол имеет
значение, что мальчики и девочки учатся
по-разному, то логично предположить, что такое же
значение имеет и пол учителя.
Наши дети получают преимущественно женское
образование.
Но при чем здесь правительство? – спросит
читатель. Жизнь так сложилась, что в школу идут
женщины: такая работа непривлекательна для
большинства мужчин.
Вот в этом-то все и дело! Непривлекательна.
Лет пятнадцать назад было проведено
социологическое исследование, в котором, в
частности, был задан вопрос, почему мужчины не
хотят идти работать учителями.
Оказалось, что главная причина – рутинный
характер этой профессии.
Как правило, мужчин привлекает деятельность, в
которой можно себя проявить, где есть место
инициативе, творчеству, поиску, переменам.
А в школе какие перемены? Разве что директора
снимут или стандарты введут – вот и все перемены.
А самая главная новость – зарплату дают!
Вторая причина – непрестижность профессии и
низкий уровень внимания власти и общества к
учителю и школе.
И конечно, третья причина – низкая зарплата,
которая с тех пор стала еще ниже. Тут и говорить
нечего, разве что отметить странную логику
депутатов Госдумы, которые вначале приняли
федеральный бюджет 2003 года, а затем стали
требовать от правительства повышения зарплаты
учителям чуть ли не вдвое в этом же 2003 году.
А правительство и Дума делают все возможное,
чтобы закрепить женский характер школы.
И эту задачу можно считать практически решенной.
Простая вещь: если бы Министерство обороны
согласилось на поправку в законе и
мужчины-учителя городских школ получили бы
отсрочку от призыва в армию, число
учителей-мужчин увеличилось бы сразу на 10%.
Но ведь они бы пошли в школу, спасаясь от армии? –
спросит читатель.
Но ведь все равно 9 из 10 призывников спасаются от
нее, только большинство – нелегально. Так не
лучше ли, чтобы это приносило пользу стране и
нации?
Второй пример – непоощрение карьеры.
Если в какой-то сфере деятельности нет
возможности карьерного роста – мужчин туда не
заманишь.
А у учителя какая карьера? Стать директором.
Но и здесь власть постаралась: директор школы
сегодня – может быть, самая трагическая фигура.
Лишенный поддержки власти, он (или чаще всего она)
вынужден обеспечивать выживаемость вверенной
ему школы любыми путями.
И причина проста: чтобы выжить, школа должна
действовать автономно. А нормативно-правовая
база в образовании такова, что автономия школы
абсолютно исключена.
Альтернатива проста: либо школа погибнет, либо
директор будет нарушать закон.
Как правило, не имея при этом никакой личной
выгоды.
Вопрос: кто согласится на такой неблагодарный
риск?
Такая жертвенность присуща скорее женщинам,
нежели мужчинам.
Рутинность, невысокий социальный статус, низкая
зарплата плюс постоянный неоправданный риск –
таким образом власть гарантирует полное
отсутствие мужчин-учителей в школе.
В образовании только начальники – мужчины...
А так у нас женское образование.
И всю тяжесть трудного и опасного дела –
школьного образования – несут на своих плечах
женщины.
Спасибо им.
И с праздником.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|