РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Книги отдельно – дети отдельно...
Жизнь в наших квартирах устроена так,
что ребенок и «источник знаний» могут даже не
встретиться
Два дня подряд сын-одиннадцатиклассник
ходил за мной и монотонно повторял одну и ту же
странную просьбу: «Дай “Горе от ума”!». Два дня я
повторяла один и тот же ответ: «Возьми на полке».
Потом надоело. Протянула руку к нужной полке,
нашла том и осчастливила страждущего. Вопрос: «А
сам-то что, маленький, неграмотный, найти не в
состоянии?» Ответ: «Откуда я знаю, где ее искать!..»
Приехали!
Самая читающая нация в мире еще хранит (по
привычке?) в домах массу литературы.
Интеллигентные семьи могли почти не иметь мебели
и жилплощади, но книги они истово собирали,
хранили и умножали.
Времена, когда обилие книг было еще и модно,
плавно сменились другими. Теперь шкафы с книгами
расставляют только в кабинетах и библиотеках.
«Что это? Книга! Зачем, ведь у нас уже есть одна?..»
В каждом доме, где есть ученик и слово
«образование» хоть что-то значит, висит хотя бы
полочка для книг и учебников.
Короче, в каждом доме есть какое-то книжное
хозяйство. Зачем оно хранится и можно ли им
пользоваться, удобно ли и кому?
Если библиотека нужна только для интерьера, то
пусть она хотя бы не принесет вреда.
Если библиотека нужна для дела, то в ней
необходимо наладить какую-то всем понятную
систему.
Если в доме живет один человек, то это его личное
дело, пусть себе живет как хочет и как может.
Уже два человека способны в пух и прах
разругаться из-за разного отношения к книгам и
библиотечному делу...
Я помню наше совместное житье с родственниками
мужа. Огромная библиотека была в личном ведении
свекра. Книги стояли в глубоких полках в
несколько рядов по очень странной системе. Найти
что-то можно было, только спросив свекра. И если
он был в настроении, то он извлекал нужное из
каких-то глубин, а если нет – то нет.
Мою попытку систематизировать книжное хозяйство
для всеобщего блага всех читающих домашних
свекор воспринял как личное оскорбление и
покушение на его собственность. Составленный
мною полный каталог библиотеки был
принципиально не замечен, пылился в дальнем углу
до разъезда и был оставлен мне на вечную память.
После долгожданного разъезда стали налаживать
собственное хозяйство, и я попросила старшего
сына сделать полную компьютерную библиографию
нашей собственной библиотеки. Схема простая,
библиотечная: автор, название, издательство,
количество страниц, тема, № полки.
Ребенок (это был 7 класс) сидел долго, лопатил эти
завалы с упорством муравья. Когда я смогла
рассмотреть проделанную работу, то пришла в ужас:
в списках значились автор, название, далее
странное определение «книга» или «книжка» (он
делил их просто – по толщине!) и более ничего.
Короче, до сих пор нет у нас в доме работающей
библиографии. До сих пор мы не знаем, какие книги
в доме есть, каких не было, а каких уже нет. Мечту о
настоящем компьютерном каталоге я еще не
оставила – ведь польза от него всем очевидна,
поскольку время от времени кто-то что-то пока еще
ищет.
Потребность в книге у школьников всегда
обморочная. В полночь дитё вдруг вспоминает, что
завтра на урок нужно (далее называется очередной
литературный шедевр и почти всегда с ошибками –
записано-то на слух и без малейшего пиетета и
предварительной информации об авторе), иначе
учитель «порвет, как Тузик грелку». Начинаешь
вспоминать: есть ли такое в доме, если есть, то где.
Звонить соседям уже неприлично – поздно, трясти
родственников – уже нет времени. В этом случае
библиография жизненно необходима – она бережет
время, силы и нервы.
Подготовка к любому экзамену или докладу требует
сначала сбора литературы. Пачки книг тусуются
около рабочего стола, дивана и везде, где
происходит эта самая подготовка. Наконец экзамен
сдан (доклад сделан)! Ура-ура! Жизнь течет дальше,
а книги, если не обратить на это вовремя внимание,
остаются, где стояли и лежали, и постепенно
покрываются новыми слоями жизнедеятельности –
сверху уже ролики, тренировочный костюм, огрызки
и т.д. Потому возвращение всех книг на место –
важный завершающий этап любой книжной работы.
Не менее важна привычка отдавать взятые напрокат
книги обратно. Желательно вовремя и в приличном
виде. Если ребенок это сделать по каким-то
причинам не может, то взрослый, обнаружив в доме
чужую книгу, обязан восстановить справедливость.
Книги – существа нежные, ранимые и совсем
небезвредные. Есть определенная техника
безопасности в общении с книгами: их защищают и
от них защищаются.
Книги надо защищать. Книги защищают от пыли и
прямого солнечного света (стекло, крышка или
штора). Книги не любят влажности, воды, перегрева
и плохого обращения.
От книжного воровства и банального
«заныкивания» иногда спасают маркировка книг,
ведение тетради взятого-отданного, хорошая
память и нормальные отношения между людьми,
вращающимися в вашем доме.
От книг приходится защищаться. Книжная пыль –
очень распространенный аллерген, есть там клещ
или нет – это уже детали. Книги в спальне во всех
смыслах не нужны, если только под стеклом.
Книги – очень действующая субстанция. Не зря их
хранят под подушками, ставят на видное место,
держат при себе настольной книгой. Есть мнение,
что полки с незащищенными книгами небезопасны
энергетически, потому лучше вынести их в коридор,
кабинет, гостиную.
Некоторые книги вообще лучше в доме не держать:
уже по обложке видно – зараза!..
Каждый раз, когда вижу книги на помойке,
сжимается сердце. Выбрасывают не только полные
собрания сочинений Ленина. Выбрасывают все:
поэтические антологии, старинные карты Москвы,
томики Чехова. Сразу ясно: какой-то хороший
человек умер, а наследникам его сокровищ даром не
надо. Так отдайте другим, отнесите в наши
районные библиотеки, в школу, не губите зря!
...Так вот, разговор о книжном хозяйстве. Есть оно
в каждом доме и требует, как всякое хозяйство,
ухода и заботы, внимания человеческого. Если
хотите, чтобы ваши дети относились к книжному
хозяйству уважительно и с пониманием, то надо
приучать с младых ногтей этому самому уважению и
пониманию. Пусть малыш сам расставит свои книги
на своей полке, пусть школьник перелопатит
библиотеку и сделает общий каталог, чаще просите
найти нужную книгу (человек ознакомится с
книжной географией вашего дома) – дети любопытны,
по ходу дела они обязательно сунут нос в эту
книгу. А то столько разговоров, что нынешнее
поколение не читает! Просто в современных
квартирах книги отдельно, дети отдельно – они
могут и не встретиться вовсе!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|