ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Воспоминания об аттестате
Фредерика Майер – студентка
немецкого педагогического училища. Она в скором
времени будет воспитывать малышей в детском
саду, а пока с удовольствием вспоминает
собственные школьные годы, тем более что это было
так недавно.
– Фредерика, насколько важно для
немецкого школьника получить хороший аттестат?
– Очень важно, потому что от аттестата зависит,
где он сможет продолжить обучение, какую
профессию сумеет получить. Думать об аттестате
ребенок и его родители начинают в 5–6 классе.
Именно в этом возрасте происходит разделение на
тех, кто собирается заканчивать девятилетку и
осваивать какое-либо ремесло, и тех, кто хочет
учиться дальше. Учителя обычно дают свои
рекомендации, но окончательное решение
принимает семья.
С седьмого класса, таким образом, в школе (иногда
даже в разных зданиях) формируются почти не
пересекающиеся потоки, занимающиеся по разным
программам. Для будущих выпускников девятилетки
предусмотрено много предметов, связанных с
ремеслами, производственными навыками. На
математике и немецком обсуждаются часто бытовые
проблемы, конкретные примеры. Получив аттестат
об успешном завершении девятилетки, ребята
поступают в различные профессиональные училища
или сразу отправляются работать в качестве
обслуживающего персонала,
малоквалифицированных рабочих. Но без аттестата
подростка никуда не возьмут. Впрочем, таких, кто
не может закончить девятилетку, почти не бывает,
потому что программа довольно простая.
– А если ребенок в конце девятого класса или
спустя несколько лет поймет, что хочет учиться
дальше? Что ему делать? Поступать в 10 класс?
– Нет, с аттестатом за 9 класс ребенка не примут в
10-й. Только в училище, а потом – работать. Если все
же твердо решил учиться, иди в вечернюю школу и
там готовься к экзаменам за 10-й или 13 класс. Так
поступают многие, особенно те, кому материальные,
семейные проблемы помешали сразу получить
полное образование. Но, сами понимаете, учиться в
вечерней школе тяжело. Особенно если с учебой
были проблемы с детства. Это путь для очень
сильных и уверенных в себе.
Те, кто учится по программе десяти классов, тоже
не уверены в том, что поступят в высшие учебные
заведения. Это зависит от их оценок. Высокие
баллы позволяют стать гимназистами и
подготовиться к поступлению в университет, а
остальным придется поступать в институт на
какую-нибудь прикладную специальность.
Возникает ощущение узкого коридора,
направляющего подростка туда, куда надо кому-то,
а не ему. После 10 класса – только в институт или
на работу. Не иначе. Так решили.
К счастью, я училась в очень хорошей школе, в
вальдорфской, поэтому особых проблем у меня не
возникло. А многим сверстникам пришлось
заниматься с репетиторами, сидеть над учебниками
в каникулы, лишь бы получить хорошие оценки и
попасть в гимназию. Только гимназия открывает
дорогу в университет, к престижным,
высокооплачиваемым профессиям, в элиту общества.
После десятого класса я не сдавала никакие
экзамены, просто получила документ с годовыми
оценками по всем предметам. Набор предметов
может отличаться у разных ребят в зависимости от
того, какие курсы они выбирали в средней школе,
но, конечно, есть обязательные предметы
(например, родной и иностранный языки, искусство)
и обязательные разделы (например, естественные
науки), из которых можно выбрать один предмет
(скажем, физику). Предметов не может быть меньше
определенного количества.
– Если ты так волновалась, заканчивая
среднюю школу, 10 класс, то что можно сказать о
завершении гимназии?
– Одно слово – ужас! Мне до сих пор иногда снится
ночью, как я беру билет и ничего не могу ответить.
Крах всех надежд, многолетний упорный труд
теряет всякий смысл. Правда, в таком положении
оказываются не все выпускники гимназии, а только
те, кто учится в негосударственных школах. Только
для нас судьба решается на экзамене. Один день, от
которого зависит твое будущее на много лет.
Остальные старшеклассники в последний год
обучения пишут три контрольные по всем
экзаменационным предметам, потом сдают экзамены
и в аттестат получают среднее арифметическое.
– В России считается, что знакомые учителя
не должны присутствовать на экзаменах, потому
что они могут быть необъективны.
– Какая же это объективность? А если ребенок
перенервничал или просто в день экзамена
чувствует себя неважно? Я бы не смогла ничего
сказать или написать в присутствии совершенно
незнакомых людей. Все-таки мне было 18 лет. Нет, мы
сдавали экзамены в родной школе, с любимыми
учителями. На экзаменах присутствовал
представитель министерства, но он скорее
наблюдал, чем вел экзамен.
– А сколько экзаменов сдает немецкий
выпускник, заканчивая старшую школу?
– Шесть. Четыре письменных и два устных. Именно
эти шесть предметов мы изучаем последние два
года. Два года целиком посвящены подготовке к
экзаменам. Мы ни на что не отвлекаемся. Каждый
день математика, история, два иностранных языка,
естественно, немецкий, один из предметов
естественно-научного цикла. Я сдавала биологию.
Еще есть в расписании физкультура, чтобы не
умереть над книгами. После такой мощной
подготовки экзамен уже не так страшен. Но дети
остаются детьми. Мы все боялись. Шесть часов
отводится на письменный экзамен, а на устном
тянешь билет с тремя заданиями. При ответе надо
продемонстрировать не только знания, но и свою
позицию.
– А кто составляет эти билеты, контрольные?
– Сами учителя. Свои предложения они направляют
вышестоящим чиновникам, чтобы те могли
проконтролировать с точки зрения соответствия
программе и одобрить (или поправить). Вообще
учителя многое решают на экзаменах, от них многое
зависит. Но мне это не мешало, наоборот, помогало
и успокаивало. По-моему, если учитель –
профессионал, то ему надо доверять. А если нет, то
лучше сразу уволить, потому что никакая проверка
не убережет ребенка от неразумного взрослого,
случайно оказавшегося в школе.
Беседовала с Фредерикой МАЙЕР
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
при помощи переводчицы
Валентины ДЕРЖАВИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|