КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
НОВОЕ ИМЯ
Нина Чусова:
«Некоторые режиссеры скрывают свои идеи, а мне не
жалко, завтра появятся новые»
Нина Чусова выпустила несколько
спектаклей еще во время учебы в ГИТИСе (курс
Л.Е.Хейфеца), что бывает не часто. Ее дипломная
работа – «Шинель» Н.В.Гоголя – открыла
«Маленькую сцену» в Театре Алексея Бородина, в
РАМТе. С тех пор она поставила «Гедду Габлер»
Г.Ибсена в «Сатириконе», «Героя» в Российском
молодежном театре, «Имаго» (новую версию
«Пигмалиона») в антрепризе Павла Каплевича с
Анастасией Вертинской в роли Элизы Дулиттл,
«Двенадцатую ночь» В.Шекспира в Театре Наций
(спектакль идет на английском языке, и все роли в
нем играют мужчины). Согласитесь, неплохой
послужной список за два неполных года. Яркие,
грубоватые, с обязательным горьким финалом, ее
спектакли нравятся молодым зрителям.
Недавно Чусова выпустила спектакль в
«Современнике». Пьеса Биляны Срблянович
«Мамапапасынсобака» сыграна умно, с массой
наивных классных «приколов» и в то же время с
чувством тревоги. Ольга Дроздова, Галина Петрова,
Чулпан Хаматова и Полина Рашкина играют
маленьких девочек и мальчиков, играют в
разноцветной песочнице, а рядом взрываются
снаряды, потому что действие происходит в Сербии.
Актрисы, почти два часа смешно и лихо изображая
все мыслимые детские капризы, в финале плачут
навзрыд: «Мамочка, папочка, только не умирайте!»,
война ведь...
Разговор же наш с Ниной состоялся, когда
кое-какие из вышеперечисленных спектаклей
только были задуманы, лишь в РАМТе состоялась
премьера «драматического шаржа» «Герой» по
забытой пьесе ирландского классика Д.М.Синга
«Удалой молодец – гордость Запада».
– Сложно ли работать в профессиональном
театре после ГИТИСа?
– Есть сложности, но я не скажу, что это был
переломный переход. Моя первая работа в
Молодежном театре – «Шинель» – диплом,
перенесенный из ГИТИСа. В театре нужно привыкать
к новым актерам, хотя самая большая сложность –
постановочная часть. Это всегда нервы.
Чувствуешь, что режиссер должен быть еще и
организатором всего процесса, все держать в
своих руках. Что удобно в институте: ты что-то
придумал, и тебе все помогают, коллективно. В
ГИТИСе я могла себе позволить не работать из-за
плохого настроения, а здесь возникает четкое
планирование, собранность.
– Сейчас в московском театре появилось
новое режиссерское поколение – вы, Николай
Рощин, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис.
Многие заговорили о ранних дебютах.
– Мне кажется, что ничего странного в этом нет.
Получается, в русском театре надо сначала
прожить жизнь, а потом идти в режиссуру. У нас
есть какой-то мифический возраст созревания в
этой профессии. Я с этим совершенно не согласна.
Режиссура – помимо опыта – мироощущение. Оно
может быть и в 18 лет, и в 20, и в 35. Задача молодого
режиссера – не сделать шедевр, а просто показать,
как он сейчас видит мир. Чем раньше человек начал,
тем интереснее за ним следить дальше.
– Ваши спектакли идут на малых сценах, это
сознательный выбор?
– Так получилось, я могла бы начать и на большой,
просто был материал для камерного пространства.
Малая сцена – лаборатория, после можно что-то
попробовать реализовать на большой. Сейчас я
делаю «Алису в Зазеркалье», это целая акция в
Молодежном театре. Для меня большая честь
поставить не банальную сказку, а настоящее шоу.
– Для детей?
– Да, но чтобы и взрослые ахнули. Это дорогой
спектакль, который будет готовиться целый год. Мы
реализуем мечту, с музыкой, спецэффектами. Когда
я смотрю детские спектакли, мне часто бывает
скучно: а где же чудеса? У нас есть возможность их
сделать.
– А вообще вы долго репетируете?
– «Героя» мы начали репетировать в конце сезона,
в начале следующего мы были готовы, а зал еще нет.
Чистого времени работа заняла месяца три, если
вычесть все перебои.
– Как родился «Герой»? Вам сначала
понравилась пьеса или было желание поставить
спектакль для Павла Деревянко?
– Пьесу я прочитала лет семь назад. Мне очень
понравился сюжет, это не банальная притча. Но она
огромная, многословная, из тяжелой жизни
ирландского народа. А наша история оказалась
всеобщей. Я еще в институте подбрасывала ее Паше
в качестве идеи для самостоятельного отрывка.
– «Герой» был вашей инициативой, а если
поступит предложение поставить уже кем-то
выбранную пьесу?
– Я это сделаю, но не хочется работать с плохой
литературой. Даже в антрепризе, когда нужны
деньги, надо обходиться без халтуры. У меня так
сложилось, что следующий год я хочу заниматься
только современной драматургией. Понятно, что в
классике заложено многое, но мне хочется
научиться говорить на современном языке и найти
своего драматурга.
– Я видел вас на «Герое», вы всегда смотрите
свои спектакли?
– Стараюсь, а потом делаю замечания. Можно только
приблизиться к идеальному спектаклю, такому,
когда все работают на одной волне. На каждом
всегда ведется диалог между актерами и
режиссером, актерами и зрителями. Они в любом
случае донесут мою идею, но каким образом – это
их задача. У актеров профессия неформальная,
организм может повести в разные стороны, при том
что идея режиссера дойдет. Но актеры могут
заставить организм зрителя зарезонировать в
такт своему, и тогда будет потрясение. Я за
потрясение в театре. Наша задача – найти
современную актерскую игру, она изменилась. Мне
не хочется, чтобы изначально на сцене было
состояние 50 градусов. У «Гедды Габлер» сейчас был
месячный перерыв, это плохо, меняется обмен
веществ. Когда спектакль идет регулярно, он
играется не на стрессе. Я не люблю премьерные
спектакли, потому что они проходят на
неосознанном страхе, а должно быть особенное
волнение.
– Если театр почему-либо уйдет из вашей
жизни, вы найдете себя в чем-то другом, будете
рисовать, писать музыку?
– Нет, театр не уйдет. Я – пропащий человек, даже
в школе писала сочинение: «Хочу быть режиссером».
Потом, правда, была актрисой.
– А почему вы поступили в ГИТИС? Ведь многие
актеры начинают ставить без специальной
подготовки.
– Это была потребность, мне нужно было дневное
регулярное образование. Режиссура – совершенно
другая профессия, другое мироощущение. Актер –
это орган, а режиссер должен создать организм. Мы
обычно сразу договариваемся с исполнителями, что
всегда все можно свалить на режиссера, а мне уже
приходится отвечать за свои поступки. У меня
долгий личный подготовительный период. Ведь
актеры должны быть убеждены, что от них ждут чуда.
Я начинаю любой свой спектакль, говоря ребятам,
что они – гении. Только с этим ощущением можно
выходить на сцену, тогда ты делаешь зрителю
подарок. А когда ты выходишь с ощущением
собственной бездарности, то требуешь от зрителя
доказательств обратного. Мне очень нравится
хвалить актеров. Я же не умный человек, я женщина,
у меня есть интуиция. Я не могу создать сложную
концепцию, разрабатывать формулы, но я могу
передать ощущение. Мужчина и женщина – это
разные психологии. Режиссура не бывает ни
женской, ни мужской, потому что это профессия, а
мировоззрение может, должно быть.
– Я заметил, что вам нравится грим, маски.
– Да. Оля Мухина тоже это заметила, то, что я делаю
нечто реальное и нереальное одновременно. У меня
в принципе такое мироощущение. Это в быту
разграничивают сон и явь. Иногда вроде
показалось, и это что-то значит. Мне нравятся
всякие мистические события. Мы от них
отмахиваемся, а в них зашифрована информация. У
меня в любом спектакле есть сон или видение.
Хочется осознавать, что человек живет в
нескольких мирах. Мне интересна психология, я
читаю Кастанеду, меня в жизни преследуют
знаковые вещи. А сейчас у меня уже немножко
Алисино мировоззрение. Когда ты думаешь, что
живешь не только здесь, исчезают злоба, зависть. В
человеке заложена колоссальная энергия, ее надо
только уметь использовать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|