Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
 

Наверное, каждый в той или иной мере боится выглядеть идиотом. И это – чисто по-человечески – понятно. Учителя, конечно (что они, не люди, что ли?), тоже не свободны от страха сморозить какую-нибудь глупость, опростоволоситься, сесть в лужу, попасть впросак. И особенно у классной доски во время урока. Что бывает свойственно как начинающим учителям, так и учителям с большим стажем.
Но если посмотреть на это общечеловеческое свойство с позиций педагогического мастерства, то тут можно заметить одну любопытную закономерность: от боязни сесть в лужу до перлов авторитаризма, оказывается, рукой подать. Действительно, как часто люди, боясь показаться смешными, или некомпетентными, или несолидными, начинают закручивать гайки: выпрямляют спину, добавляют металл в голос, поджимают губы. И не замечают, как становятся по-настоящему смешны.
Но вот ведь незадача: путь к учительскому мастерству лежит как раз через преодоление страха «уронить себя». Настоящие-то мастера свободны от него!
«Не бояться быть идиотом» – так звучит третий, самый главный, постулат педагогического мастерства. И режиссура урока здесь ни при чем. Это обыкновенный здравый смысл.
(Какие ж первые два постулата? Да вы их, наверняка, помните: мы ж чуть не в каждом выпуске о них талдычим...
Подсказка:
Первый – огонёчу ичу еН
Второй – имацйаз 331 аз ясьтяноГ )

МАСТЕРСКАЯ ОШИБОК 

От смешного до великого… рукой подать

Рассказывает Сергей Владимирович, учитель литературы, педстаж 16 лет

Дал маху

Я сегодня на литературе маху дал. Прочитал своим шестиклассникам пушкинского «Утопленника». А потом говорю:
– Ну а теперь догадайтесь, в каком жанре написана эта баллада?
Они ка-ак заржут!..
Сначала я опешил, а потом почувствовал к ним благодарность. Здорово, что они так прореагировали на мою ошибку. Не сдавленными смешками под партой. Не злорадным перешептыванием с соседом: мол, учитель прокололся. А открытым дружным смехом.
И еще я понял: чтобы быть сохранными, детям просто необходимо видеть, что мы, учителя, тоже время от времени ошибаемся и при этом не боимся выглядеть дураками.

Рассказывает Владимир Александрович, учитель физики, педстаж 35 лет

Если ты упал с ишака…

Мне рассказали о моей предшественнице, молоденькой преподавательнице физики, такую историю. Собирала она как-то в лаборатории установку постоянного тока для опыта. И ей понадобилась лампа в 220 вольт.
Она пошла искать завхоза. Его нету. А на первом этаже рабочие что-то не то красили, не то ремонтировали. Она – к ним. Один работяга ей и говорит:
– Да вон выверните в туалете одну лампочку…
– Вы что, нельзя! Мне нужна лампочка для постоянного тока, а там переменный! Это ж разное напряжение!
– Да? Нельзя?
Идет. Выворачивает в туалете лампочку. Идет в лабораторию. За ним – учительница и любопытствующие, в том числе и ученики. Вкручивает в установку… Горит!
Учительница в шоке. Она, наверное, забыла, что активное сопротивление ведет себя одинаково на постоянном и переменном напряжении. Работяги ржут…
«Если ты упал с ишака и народ смеется – смейся вместе с ним», – говорил Ходжа Насреддин. Но учительница не засмеялась. А, наоборот, обиделась, стала что-то доказывать: мол, кто вы такие, вы ничего не понимаете. Короче, не признала ошибку.
После этого эпизода (а шила в мешке не утаишь) местные острословы тут же дали ей не помню какое прозвище… На лабораторных пошли смешки… В общем, ей пришлось уволиться по собственному желанию. И оно у нее, безусловно, было.

Ошибка как метод: се лев?!

Казалось бы, я профессионал, столько лет преподаю, а в лужу сел, как младенец.
10 класс. Лабораторная работа. Собираю схему из трех одинаковых лампочек: две соединяю параллельно, третью к ним последовательно.

Включаю схему. Л2 и Л3 горят тускло, Л1 ярко. Понятно, что при параллельном соединении лампочкам приходится делиться током друг с дружкой. Что и требовалось продемонстрировать.
Раньше я всегда этим и ограничивался. А тут… Дай, думаю, еще один заход сделаю – проиллюстрирую закон последовательного соединения.
Предлагаю определить отношение напряжений Uab и Uac. «Лампочки одинаковые, значит, и сопротивление у них одинаковое – R. Значит, общее сопротивление Л2 и Л3 при параллельном соединении равно R пополам», – уверенно говорю я и сам в это верю. Кажется очевидным, что отношение Uвс к Uас равно двум. Классу ничего не остается, как согласиться.
Измеряю напряжения. Отношение Uвс к Uас равно четырем!(?)…
Общее замешательство. Я в смятении. Положение – хуже генеральского…
Тут звенит спасительный звонок, и ребята убегают на следующий урок.
Вышел из школы с головной болью. Не успел дойти до дома… Елки зеленые! Ведь лампочка Л1 больше раскалена! Значит, из-за температуры ее сопротивление удваивается – 2R вместо R! Вот и ответ.
Как же мне выходить из положения? Они еще не знают о влиянии температуры на сопротивление. Эта тема будет уроков через десять…
А если устроить конкурс версий… На следующем уроке скажу: «Если на клетке с тигром написано “Се лев”, не верь глазам своим. Но если прибор показывает 4, то так оно и есть. Почему? Жду ваших версий»… Или вскользь намекнуть им, что, мол, примерно через 10 уроков вы сможете точно ответить на этот вопрос, а пока, мол… Кто сообразительный – заглянет в учебник… Нет, так нельзя – проболтается остальным, и тогда версий фантастических не будет…
В общем, поглядим. Но уж будущий-то класс я теперь намеренно буду подводить к предположению о том, что соотношение напряжений равно 2. Это первое, что приходит в голову, но пусть оно придет им в голову само, я ничего говорить не буду. А потом пусть померяют и убедятся, что 4!

Между прочим...

...У Нильса Бора спросили:
– В чем секрет успеха вашей копенгагенской школы?
Бор ответил:
– Мы не боялись задавать друг другу глупые вопросы.

...Великий итальянский физик Ферми нередко начинал очередное занятие со студентами так:
– Все, что я вам вчера говорил, – чепуха!

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru