Я ИДУ С УРОКА
Наверное, каждый в той или иной мере
боится выглядеть идиотом. И это – чисто
по-человечески – понятно. Учителя, конечно (что
они, не люди, что ли?), тоже не свободны от страха
сморозить какую-нибудь глупость,
опростоволоситься, сесть в лужу, попасть впросак.
И особенно у классной доски во время урока. Что
бывает свойственно как начинающим учителям, так
и учителям с большим стажем.
Но если посмотреть на это общечеловеческое
свойство с позиций педагогического мастерства,
то тут можно заметить одну любопытную
закономерность: от боязни сесть в лужу до перлов
авторитаризма, оказывается, рукой подать.
Действительно, как часто люди, боясь показаться
смешными, или некомпетентными, или несолидными,
начинают закручивать гайки: выпрямляют спину,
добавляют металл в голос, поджимают губы. И не
замечают, как становятся по-настоящему смешны.
Но вот ведь незадача: путь к учительскому
мастерству лежит как раз через преодоление
страха «уронить себя». Настоящие-то мастера
свободны от него!
«Не бояться быть идиотом» – так звучит третий,
самый главный, постулат педагогического
мастерства. И режиссура урока здесь ни при чем.
Это обыкновенный здравый смысл.
(Какие ж первые два постулата? Да вы их, наверняка,
помните: мы ж чуть не в каждом выпуске о них
талдычим...
Подсказка:
Первый – огонёчу ичу еН
Второй – имацйаз 331 аз ясьтяноГ )
МАСТЕРСКАЯ ОШИБОК
От смешного до великого… рукой подать
Рассказывает Сергей Владимирович, учитель
литературы, педстаж 16 лет
Дал маху
Я сегодня на литературе маху дал.
Прочитал своим шестиклассникам пушкинского
«Утопленника». А потом говорю:
– Ну а теперь догадайтесь, в каком жанре написана
эта баллада?
Они ка-ак заржут!..
Сначала я опешил, а потом почувствовал к ним
благодарность. Здорово, что они так
прореагировали на мою ошибку. Не сдавленными
смешками под партой. Не злорадным
перешептыванием с соседом: мол, учитель
прокололся. А открытым дружным смехом.
И еще я понял: чтобы быть сохранными, детям просто
необходимо видеть, что мы, учителя, тоже время от
времени ошибаемся и при этом не боимся выглядеть
дураками.
Рассказывает Владимир Александрович, учитель
физики, педстаж 35 лет
Если ты упал с ишака…
Мне
рассказали о моей предшественнице, молоденькой
преподавательнице физики, такую историю.
Собирала она как-то в лаборатории установку
постоянного тока для опыта. И ей понадобилась
лампа в 220 вольт.
Она пошла искать завхоза. Его нету. А на первом
этаже рабочие что-то не то красили, не то
ремонтировали. Она – к ним. Один работяга ей и
говорит:
– Да вон выверните в туалете одну лампочку…
– Вы что, нельзя! Мне нужна лампочка для
постоянного тока, а там переменный! Это ж разное
напряжение!
– Да? Нельзя?
Идет. Выворачивает в туалете лампочку. Идет в
лабораторию. За ним – учительница и
любопытствующие, в том числе и ученики.
Вкручивает в установку… Горит!
Учительница в шоке. Она, наверное, забыла, что
активное сопротивление ведет себя одинаково на
постоянном и переменном напряжении. Работяги
ржут…
«Если ты упал с ишака и народ смеется – смейся
вместе с ним», – говорил Ходжа Насреддин. Но
учительница не засмеялась. А, наоборот, обиделась,
стала что-то доказывать: мол, кто вы такие, вы
ничего не понимаете. Короче, не признала ошибку.
После этого эпизода (а шила в мешке не утаишь)
местные острословы тут же дали ей не помню какое
прозвище… На лабораторных пошли смешки… В общем,
ей пришлось уволиться по собственному желанию. И
оно у нее, безусловно, было.
Ошибка как метод: се лев?!
Казалось бы, я профессионал, столько лет
преподаю, а в лужу сел, как младенец.
10 класс. Лабораторная работа. Собираю схему из
трех одинаковых лампочек: две соединяю
параллельно, третью к ним последовательно.
Включаю схему. Л2 и Л3 горят тускло, Л1
ярко. Понятно, что при параллельном соединении
лампочкам приходится делиться током друг с
дружкой. Что и требовалось продемонстрировать.
Раньше я всегда этим и ограничивался. А тут… Дай,
думаю, еще один заход сделаю – проиллюстрирую
закон последовательного соединения.
Предлагаю определить отношение напряжений Uab и
Uac. «Лампочки одинаковые, значит, и сопротивление
у них одинаковое – R. Значит, общее сопротивление
Л2 и Л3 при параллельном соединении равно R
пополам», – уверенно говорю я и сам в это верю.
Кажется очевидным, что отношение Uвс к Uас равно
двум. Классу ничего не остается, как согласиться.
Измеряю напряжения. Отношение Uвс к Uас равно
четырем!(?)…
Общее замешательство. Я в смятении. Положение –
хуже генеральского…
Тут звенит спасительный звонок, и ребята убегают
на следующий урок.
Вышел из школы с головной болью. Не успел дойти до
дома… Елки зеленые! Ведь лампочка Л1 больше
раскалена! Значит, из-за температуры ее
сопротивление удваивается – 2R вместо R! Вот и
ответ.
Как же мне выходить из положения? Они еще не знают
о влиянии температуры на сопротивление. Эта тема
будет уроков через десять…
А если устроить конкурс версий… На следующем
уроке скажу: «Если на клетке с тигром написано
“Се лев”, не верь глазам своим. Но если прибор
показывает 4, то так оно и есть. Почему? Жду ваших
версий»… Или вскользь намекнуть им, что, мол,
примерно через 10 уроков вы сможете точно
ответить на этот вопрос, а пока, мол… Кто
сообразительный – заглянет в учебник… Нет, так
нельзя – проболтается остальным, и тогда версий
фантастических не будет…
В общем, поглядим. Но уж будущий-то класс я теперь
намеренно буду подводить к предположению о том,
что соотношение напряжений равно 2. Это первое,
что приходит в голову, но пусть оно придет им в
голову само, я ничего говорить не буду. А потом
пусть померяют и убедятся, что 4!
Между прочим...
...У Нильса Бора спросили:
– В чем секрет успеха вашей копенгагенской школы?
Бор ответил:
– Мы не боялись задавать друг другу глупые
вопросы.
...Великий итальянский физик Ферми нередко
начинал очередное занятие со студентами так:
– Все, что я вам вчера говорил, – чепуха!
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|