Я ИДУ С УРОКА
Наверное, каждый в той или иной мере
боится выглядеть идиотом. И это – чисто
по-человечески – понятно. Учителя, конечно (что
они, не люди, что ли?), тоже не свободны от страха
сморозить какую-нибудь глупость,
опростоволоситься, сесть в лужу, попасть впросак.
И особенно у классной доски во время урока. Что
бывает свойственно как начинающим учителям, так
и учителям с большим стажем.
Но если посмотреть на это общечеловеческое
свойство с позиций педагогического мастерства,
то тут можно заметить одну любопытную
закономерность: от боязни сесть в лужу до перлов
авторитаризма, оказывается, рукой подать.
Действительно, как часто люди, боясь показаться
смешными, или некомпетентными, или несолидными,
начинают закручивать гайки: выпрямляют спину,
добавляют металл в голос, поджимают губы. И не
замечают, как становятся по-настоящему смешны.
Но вот ведь незадача: путь к учительскому
мастерству лежит как раз через преодоление
страха «уронить себя». Настоящие-то мастера
свободны от него!
«Не бояться быть идиотом» – так звучит третий,
самый главный, постулат педагогического
мастерства. И режиссура урока здесь ни при чем.
Это обыкновенный здравый смысл.
(Какие ж первые два постулата? Да вы их, наверняка,
помните: мы ж чуть не в каждом выпуске о них
талдычим...
Подсказка:
Первый – огонёчу ичу еН
Второй – имацйаз 331 аз ясьтяноГ )
ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТКИ
Наталья ЖЕРЕБИЛОВА,
аспирантка ИХО РАО,
г. Москва
И действительно, поражение от победы
не так-то легко отличить
Несмотря на педагогическое образование и
четырехлетний стаж, отношу себя к
педагогам-любителям: люблю детей и все, что с ними
связано. Как истинный любитель, люблю вести
наблюдения. Бывает, ребенок ляпнет что-нибудь – и
сидишь, раскрыв рот, боясь отреагировать любым
«педагогическим» способом. Или взрослые такое
отчебучат – весь педагогический труд, кажется,
псу под хвост…
Финал с секретиком
За
сорок минут, в течение которых синий тряпочный
мешочек с Юлиной формой для гимнастики искал
весь детско-родительско-преподавательский
состав школы, из девичьих глаз проистекло
столько слез, а у приходящих за другими детьми
родителей было потрепано столько нервов, что
хватило бы, верно, на неделю.
Юле пора на гимнастику в соседнюю школу.
– С утра в рюкзаке был такой синенький тряпочный
мешочек. С формой. Да нет, тряпочный он был и с
другой картинкой. Не помню. Не могла я его в той
школе на обеде оставить, я его туда не брала. С
утра был, а потом куда вытаскивала или не
вытаскивала вообще – не помню. В рюкзаке искала.
В туалет не засовывали. Под партами все подметено
давно. Нету, нету, нету.
Подхожу к Юле, присаживаюсь на корточки:
– Ты хорошо искала в рюкзаке? Смотрела во всех
отделениях?
– Во всех.
– Знаешь, а бывают всякие случайности, давай
посмотрим медленно-медленно. На всякий случай. Ну
вдруг. Чтобы просто убедиться, что в рюкзаке
точно нет. Давай ты сама открой отделение, в
котором доверишь мне поискать. Я больше ни-ку-да
не буду лезть.
Я что? Я всего-то здесь два раза в неделю, да и то
на продленке. Но Юля разрешает мне поискать в
одном – самом нужном мне – отделении. Перебираю
вслух вещи, комментирую: «Так, это пенал, он нам не
нужен, это альбом…».
Секретик я знаю. Сама с рюкзаком хожу. Обычно к
дальней стенке кладешь большие плоские предметы
– папки, альбомы, планшеты. Места у спины больше
всего…
Отодвинув альбом, я достаю от самой стенки
рюкзака синий полотняный мешочек:
– Он?
– Он. – Юля не знает, что сказать от смущения:
искала же везде!
– Ну вот, ты пока застегивайся, если уж так
опаздываешь, а я тебе аккуратно все сложу и
застегну. Смотри, вот сюда кладу форму.
Финал. Ирочкин папа, наблюдавший практически
весь сорокаминутный процесс поиска мешочка,
изрекает мне потихоньку, как только я улыбаюсь в
его сторону: «Убил бы».
Правильные облака
Мне
рассказывали, что М.Л. – человек опытный и
самодостаточный, профессионал своего дела. Того,
что создается собственными руками, – возможно.
Но руками детей?.. Не знаю. Я помню о несчастных
слониках из глины, слепленных руками
первоклассников и по совету М.Л. теми же руками
отправленных обратно в ведро. Потому что урок,
мол, закончен и больше слоники не пригодятся…
В другой раз я наблюдала, как проходил урок
рисования. Ребята, видимо, заканчивали
новогодние работы, наброски к которым делали в
прошлый раз. Произошло ЧП: Славик полез своей
кистью на чужую работу. Не случайно. Ну да мало ли
что: обиделся на кого-то, решил отомстить.
Негодование М.Л. было вполне справедливым:
«Сейчас мы возьмем и раскрасим твою работу!»
Странным мне показался этот возмущенный,
повышенной громкости тон: ведь почему-то чужих
слонов можно было ломать…
Рядом со мной, сидящей у одной из трех
составленных вместе парт, старательно творит
Игорек – мальчик, мечтающий о кубике Рубика (пока
не подарю, не успокоюсь). И домашним таким тоном
сообщает: «А знаете что? А моя мама сегодня легла
в больницу. Плохо себя чувствует…». Игорь – один
из ребятишек, более-менее ко мне привыкших,
принимающих мои попытки участия в их,
«первоклашкиной», жизни. Поэтому его доверие мне
особенно дорого, и за жизнью Игоря в классе
наблюдается мне как-то особенно пристально.
В то время как мы с Игорьком беседуем, по классу
разносится голос М.Л. «От балования выскочат
прыщики на языке, и будут уколы в язык делать. Да,
придется делать уколы. Что, приятно?» И на
вторящее М.Л. Васино радостно-торжественное «И
обезболивающее не дадут?» нет ответа…
Тут и Игорьку моему внимание М.Л. перепадает.
Нависает эта взрослая тетя над детской спиной и
вопрошает строго: «Ты видел когда-нибудь облака
такого цвета? Я – нет». И, обмакнув кисточку в
более темную, чем на бумаге (Игорек для нежного
сиреневатого оттенка долго подбирал сочетание
белой и фиолетовой гуаши), фиолетовую гуашь, М.Л.
начинает (видимо, правильно) соединять воздушные
облака мальчика в сплошную, на пол-листа,
снеговую тучу…
Тут она быстро отвлекается на «хулиганов», и –
страшное-то вот где! – Игорек, взяв обратно
кисточку, послушно продолжает грозную темную
тучу на бумаге малевать, уничтожая свои взбитые
облака…
Неопределенным тоном – не ясно, то ли угрожает,
то ли хвалит, то ли иронизирует – М.Л. тем не менее
сообщает: «А я повешу ваши картины на выставку, и
пусть родители посмотрят, чего вы там ваяете…»
А позже: «Смотри, как снег нужно рисовать…»
И под конец урока происходит такой диалог с
Васей.
– Главный герой всегда находится в центре, а у
тебя в углу. Нарисуй тут еще каких-нибудь людей.
– А я мальчика на дереве нарисую! – обрадовался
Василий, представив тут же, как с дерева второй
мальчик в первого будет снежками кидаться.
– На дереве? А в шубе неудобно на дерево лезть, –
выносит приговор М.Л., будто и впрямь не ходят
мальчики зимой в куртках или по крайней мере
первоклассникам о факте зимнего гардероба еще
ничего не известно.
…Вася оказался сильнее Игоря. Он продолжал
рисовать мальчика на дереве и все-таки изобразил
веселую баталию с летящими снежками.
Крепкий орешек
– Су-ка, – внятно произносит, глядя мне в
глаза, Юра.
– У, какие ты слова знаешь… – Это я, грозно,
тихо-тихо, почти шипя Юре в глаза, схватив цепко
мальчика за правый локоть.
– Никакие, – выворачивается тот.
– Знаешь что, мой дорогой, – говорю я так же тихо
свистящим шепотом, а на самом деле – с паникой, с
абсолютной неуверенностью в том, что именно
нужно срочно предпринять, – а вот я тебя сейчас
домой отправлю…
Юрочке – четыре с половиной. Начав ходить в
студию дополнительного образования безобидным
задирой и оболтусом, не лишенным, впрочем,
сообразительности и воли, к декабрю малыш
превратился в целеустремленного повесу. «Я
должен быть первый», – повторяет он и вслух, и,
кажется, про себя. Первый и Главный. Первенство
свое Юрочка отстаивает очень просто: а) начинает
правдоподобно хныкать и жаловаться на то, что он
первым «никогда не был»; б) применяет силу; как
правило, если не помогает пункт а, за ним
практически всегда и практически безнаказанно
следует пункт б.
А вот несносная Наталья Викторовна (это я)
всячески пресекает Юрочкину нечестную
инициативу. Наталья Викторовна считает, что пора
бы уже Юрочке: а) перестать врать, ведь на самом
деле Юре довольно часто позволяют быть ведущим,
первым и основным; б) начать обращать внимание на
сверстников; в) начать вести себя
по-джентльменски с девочками; г) соблюдать
правила игры вне зависимости от того, что
«хочется», а что «не хочется».
Но Юре наплевать на то, в чем убеждена Наталья
Викторовна. У Юры свои законы существования. Ему
необходимо быть первым.
И вот в очередной раз самым последним подбежав к
своей группе, готовой к следующему заданию, с
помощью кулаков бодро ликвидировав со своего
пути девочку и вырвавшись вперед, Юра… снова
наталкивается на Наталью Викторовну.
– Знаешь что, милый мой, заруби себе на носу: на
моих занятиях, когда ты позволяешь себе так себя
вести, ты не будешь первым ни-ког-да.
– Су-ка, – вторя моему тону и глядя прямо в глаза,
произносит Юра.
…В эту среду вторую группу я ожидала с некоторым
страхом. Была уверена, что Юра устроит войну.
Каково же было мое удивление, когда на протяжении
всего занятия он почему-то преданно заглядывал
мне в глаза, старался играть честно и тут же
уступал, если я замечала в его поведении
несправедливость по отношению к ребятам…
Вот ведь как…
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|