Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Одна из главных проблем школы – неумение учеников выразить свою мысль. Но что делать, если школьные учебники наполнены штампами и канцеляризмами, которые учитель волей-неволей вынужден повторять на уроке и требовать такого повторения от учеников. Речь словно механически разделена на “школьную”, сухую и непонятную, и “улично-домашнюю”, агрессивную ко всему школьному и “правильному”. И борьба за чистоту речи в школе чаще всего превращается в настоящую войну одного вида речи против другого. Разумеется, в этой войне школа обречена на поражение, потому что отстаивает мертвые ценности. Та речь, которую вынуждены использовать на уроке учитель и ученик, столь же нелитературна, как и “уличная”, она наукообразна и лишена эмоций... Получается, что неумение говорить запрограммировано в самой природе школы. Но можно ли изменить эту ситуацию?

Евгения МАЛЫШЕВА,
психолог

Сказать свое слово...

Когда молчание учителя – золото для ученика

Традиционную систему обучения многие педагоги, психологи, философы называют монологичной. И это не случайно. Учитель сообщает некий материал, ребенок его должен запомнить и на следующем уроке воспроизвести. По правильности воспроизведения судят о способностях ребенка. Ситуация выходит абсурдной: один человек пересказывает другому то, что первый и так знает. У говорящего нет мотива для речевого высказывания, побуждения говорить, а у слушающего чаще всего нет истинного мотива слушать.
Потому-то речь ребенка при монологическом ответе часто становится невыразительной и нудной.
К тому же педагоги, как правило, заканчивают или начинают фразу за ребенка, а то и прерывают ответ, объясняя это нехваткой времени, невозможностью слушать каждого.
Таким образом, на уроке преимущественно звучит монолог учителя – знающего, как правильно выразить ту или иную мысль, контролирующего устную речь ребенка в соответствии с нормами языка. Такая ситуация никак не стимулирует высказывания детей, которые боятся сказать что-то не так, не могут подобрать слов для выражения своей мысли, мнения, а иногда и боятся его иметь.
Следует учитывать еще вот какой момент. Хотя обучение языку в школе ставит основной целью развитие связной, произвольной и развернутой речи, практика показывает, что учитель стремится сначала научить ребенка говорить правильно, в соответствии с требованиями, а потом уже развивать индивидуальный стиль речи (“Как мы можем давать им писать сочинения, придумывать собственные рассказы, если они делают столько ошибок!”). Но именно здесь и таится опасность надолго отбить у ребенка желание творчески осваивать речевую действительность.
Надо пояснить, что в психологии устная речь рассматривается как процесс, содержащий определенную последовательность этапов, наличие которых обязательно для того, чтобы высказывание прозвучало. В упрощенном виде эти этапы выглядят так. Устная речь начинается с мотива, какого-то побудительного толчка (я хочу сказать!), причем говорящий может еще не до конца осознавать, что конкретно он будет сообщать слушателям. Затем оформляется общий замысел высказывания (я хочу сказать о том-то). Другими словами, к началу речи должна быть сформирована некая смысловая позиция (о чем говорить). После этого происходит отбор средств для реализации замысла, построение программы высказывания (я хочу сказать об этом так-то). И лишь потом идет реализация внутренней программы высказывания, то есть само говорение, в ходе которого возможны коррективы, исправления (с учетом реакции слушателей).
Как мы уже говорили, сбои в устном высказывании могут происходить уже на первых этапах – у детей не формируются речевые мотивы, потребность говорить, которая связана прежде всего с общением, желанием (и возможностью!) быть услышанным.
Так что же может побудить ребенка высказываться на уроке? Как строить обучение устной речи?
Прежде всего на уроке необходима комфортная обстановка, в которой ребенок видел бы, ощущал ценность своего слова для учителя и одноклассников. В этом отношении молчание учителя может оказаться золотом для ученика, который собирается с мыслями, чтобы ответить или что-то рассказать. Даже небольшая пауза после вопроса может активизировать речь ребенка.
Если говорить непосредственно об уроках развития речи, то задача учителя – подобрать, создать такие ситуации общения, которые порождали бы естественные, спонтанные высказывания детей. Как правило, это ситуации, затрагивающие чувства маленького человека; в младшем школьном возрасте это возможность привлечь к себе внимание (рассказом о чем-то необычном, например), сопереживание героям сказок, мультфильмов; творческое самовыражение; совместная деятельность при решении учебной задачи в условиях дефицита времени; драматизация предложенной ситуации, выступление в “роли” (ролевые игры). Эмоциональные переживания ребенка в конкретных ситуациях общения, желание донести свое переживание до слушателя могут явиться сильным стимулом для речи.
Работа по развитию устной речи, формированию связного высказывания может идти на основе высказываний детей, их собственных историй, ролей, сказок. У ребенка появляется желание сделать свою речь более интересной, совершенной. А в этом ему может помочь учитель, видящий уникальность переживания ребенка и помогающий удержать это своеобразие в высказывании, тексте.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru