Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Одна из главных проблем школы – неумение учеников выразить свою мысль. Но что делать, если школьные учебники наполнены штампами и канцеляризмами, которые учитель волей-неволей вынужден повторять на уроке и требовать такого повторения от учеников. Речь словно механически разделена на “школьную”, сухую и непонятную, и “улично-домашнюю”, агрессивную ко всему школьному и “правильному”. И борьба за чистоту речи в школе чаще всего превращается в настоящую войну одного вида речи против другого. Разумеется, в этой войне школа обречена на поражение, потому что отстаивает мертвые ценности. Та речь, которую вынуждены использовать на уроке учитель и ученик, столь же нелитературна, как и “уличная”, она наукообразна и лишена эмоций... Получается, что неумение говорить запрограммировано в самой природе школы. Но можно ли изменить эту ситуацию?

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

В поисках речи

Учат ли в школе говорить и слушать?

Особое значение речевой деятельности стало очевидно, когда в образование пришли новые ценности: личность, самостоятельное независимое мышление, творческие способности. Естественно, встал вопрос: о каком мышлении и творчестве можно говорить, если связная, логически выстроенная речь ученика сегодня редкое явление в школе?
Педагоги, которые стали искать выход из этого положения, сразу же столкнулись с несколькими проблемами.
Первая из них – отчужденность школьного обучения от личности ребенка. Слишком часто знания предстают перед ребенком как навязанные ему абстракции.
Другая проблема: развитие речи до последнего времени не входило в число основных задач школы. Из четырех видов речевой деятельности – слушания, говорения, чтения и письма – школа целенаправленно занималась только развитием письменной речи.
На это могут возразить: ну как же, в школе ведь учат читать.
Но школа, увы, останавливается на первом шаге: обучении чтению как средству, формальному навыку, а не как виду речевой деятельности с ее многообразием задач и приемов.
Не лучшим образом обстоят дела с обучением диалогической и монологической речи, не говоря уже об обучении умению слушать.
Да и развитие письменной речи, которая декларируется как цель, в школьном образовании – во многом формальная деятельность. Формализм проявляется уже в выборе темы. Какой работы мысли, спрашивает учитель русского языка и литературы Надежда Шапиро в статье “Учимся размышлять” (“Русский язык”, № 34), требуют распространенные рассуждения на морально-этические темы: “Берегите родную природу”, “Будущее начинается сегодня”, “Героизм истинный и мнимый”, “Дружба – великая сила”?
В выпускном сочинении от молодого человека ждут не оригинальности мысли, а соответствия принятым в школьном варианте литературоведения эталонам.
А о какой степени развития речевой деятельности может свидетельствовать выполнение типичных заданий выпускного экзамена: определить тип (жанр, стиль) текста и назвать, какие выразительные средства в нем использовались.
В общем, удивляться тому, что речь большинства выпускников оказывается далеко не блестящей, не приходится.

* * *

Видя несовершенство существующих методик, творчески работающие педагоги стали искать иные формы работы, нацеленные на развитие речи детей. Надежда Шапиро, например, придумала замечательную систему приемов, позволяющих научить детей умению рассуждать, внятно и логично излагать свои мысли. Надежда Ароновна исходила из того, что, поскольку сложно одновременно заниматься развитием всех умений, которые ученик должен продемонстрировать в тексте-рассуждении, лучше работать над их совершенствованием по отдельности. Для этого учительница придумала специальные упражнения, к примеру, на восстановление структуры текста, в котором нарушен порядок предложений или абзацев, пропущены необходимые части... Выполняя такие упражнения, ученикам не надо работать над содержанием – оно уже дано. Все усилия обращаются на понимание того, как построен текст, в каких предложениях содержится тезис, в каких – доказательство, каких тезисов или аргументов недостает, и на исправление дефектов. Более подробно об этом можно прочитать в газете “Русский язык” (2002 год, № 34–36, 46).
В школах появились авторские курсы и программы по развитию речи. Например, программы “Письменная речь” в челябинской школе диалога культур, курс “Взращивание речи” Валерии Амонашвили.
Вместе с тем за последнее десятилетие существенно изменились взгляды самих теоретиков педагогики и методистов на цели образования. Не случайно появился новый термин “образовательные компетенции”, среди которых первой, как правило, называют коммуникативную компетенцию. Она предполагает не только знание основ лингвистики, но и хорошее владение различными видами речевой деятельности.
Правда, для массовой школы коммуникативная компетентность пока еще не вполне достижимая цель, так сказать, дело будущего, но, возможно, не такого уж далекого.
Сейчас в науке активно складывается такая область, как речеведение, новые достижения которой тут же переводятся на язык методики и переходят в школьный курс. И, скажем, современные учебные пособия по русскому языку не только раскрывают структуру и смысловые связи различных научных понятий, но пытаются, насколько это возможно, показать их функциональное значение в речи. Методисты и авторы учебников стараются выстроить обучение таким образом, чтобы ученик не только знал языковые конструкты, но и понимал, когда он это использует в речи, для чего, будет ли уместно и целесообразно воспользоваться этой конструкцией. Поэтому на уроках ученики все чаще работают с текстами, причем самыми разными: поэтическими, мемуарными, научными и научно-популярными...
Наконец, еще одна примечательная тенденция: немало образовательных учреждений уже ступило на путь речевого образования. В Екатеринбурге, например, в целом ряде школ введен особый предмет “культура речи”.
В Перми, Ярославле, Челябинске и других городах сегодня есть школы, где преподается риторика. Причем иногда это не просто отдельный предмет, а, как написали в экспериментальной программе педагоги пермской школы № 149, “риторизация образовательной деятельности школы”. То есть средства риторики переносятся на другие предметные области, в том числе естественно-научные, а также на внеурочную деятельность. Оказалось, что риторика помимо прочего позволяет разработать оригинальные способы диагностики и самодиагностики учебных достижений.
Риторизация дает возможность превратить процесс обучения в совместное исследование, предметом которого может стать практически любая учебная тема. Каждый ученик сам выбирает в учебном материале наиболее интересный ему аспект и форму исследования (на языке методики она называется риторический текст-жанр). Затем особым образом организуется обсуждение результатов, где отдельные исследования соединяются в наполненное личными смыслами детей видение проблемы.
И заметим, что опыт 149-й школы охотно перенимают другие образовательные учреждения города.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru