ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Одна из главных проблем школы –
неумение учеников выразить свою мысль. Но что
делать, если школьные учебники наполнены
штампами и канцеляризмами, которые учитель
волей-неволей вынужден повторять на уроке и
требовать такого повторения от учеников. Речь
словно механически разделена на “школьную”,
сухую и непонятную, и “улично-домашнюю”,
агрессивную ко всему школьному и “правильному”.
И борьба за чистоту речи в школе чаще всего
превращается в настоящую войну одного вида речи
против другого. Разумеется, в этой войне школа
обречена на поражение, потому что отстаивает
мертвые ценности. Та речь, которую вынуждены
использовать на уроке учитель и ученик, столь же
нелитературна, как и “уличная”, она
наукообразна и лишена эмоций... Получается, что
неумение говорить запрограммировано в самой
природе школы. Но можно ли изменить эту ситуацию?
В поисках речи
Учат ли в школе говорить и слушать?
Особое значение речевой деятельности
стало очевидно, когда в образование пришли новые
ценности: личность, самостоятельное независимое
мышление, творческие способности. Естественно,
встал вопрос: о каком мышлении и творчестве можно
говорить, если связная, логически выстроенная
речь ученика сегодня редкое явление в школе?
Педагоги, которые стали искать выход из этого
положения, сразу же столкнулись с несколькими
проблемами.
Первая из них – отчужденность школьного
обучения от личности ребенка. Слишком часто
знания предстают перед ребенком как навязанные
ему абстракции.
Другая проблема: развитие речи до последнего
времени не входило в число основных задач школы.
Из четырех видов речевой деятельности –
слушания, говорения, чтения и письма – школа
целенаправленно занималась только развитием
письменной речи.
На это могут возразить: ну как же, в школе ведь
учат читать.
Но школа, увы, останавливается на первом шаге:
обучении чтению как средству, формальному
навыку, а не как виду речевой деятельности с ее
многообразием задач и приемов.
Не лучшим образом обстоят дела с обучением
диалогической и монологической речи, не говоря
уже об обучении умению слушать.
Да и развитие письменной речи, которая
декларируется как цель, в школьном образовании –
во многом формальная деятельность. Формализм
проявляется уже в выборе темы. Какой работы
мысли, спрашивает учитель русского языка и
литературы Надежда Шапиро в статье “Учимся
размышлять” (“Русский язык”, № 34), требуют
распространенные рассуждения на
морально-этические темы: “Берегите родную
природу”, “Будущее начинается сегодня”,
“Героизм истинный и мнимый”, “Дружба – великая
сила”?
В выпускном сочинении от молодого человека ждут
не оригинальности мысли, а соответствия принятым
в школьном варианте литературоведения эталонам.
А о какой степени развития речевой деятельности
может свидетельствовать выполнение типичных
заданий выпускного экзамена: определить тип
(жанр, стиль) текста и назвать, какие
выразительные средства в нем использовались.
В общем, удивляться тому, что речь большинства
выпускников оказывается далеко не блестящей, не
приходится.
* * *
Видя несовершенство существующих
методик, творчески работающие педагоги стали
искать иные формы работы, нацеленные на развитие
речи детей. Надежда Шапиро, например, придумала
замечательную систему приемов, позволяющих
научить детей умению рассуждать, внятно и
логично излагать свои мысли. Надежда Ароновна
исходила из того, что, поскольку сложно
одновременно заниматься развитием всех умений,
которые ученик должен продемонстрировать в
тексте-рассуждении, лучше работать над их
совершенствованием по отдельности. Для этого
учительница придумала специальные упражнения, к
примеру, на восстановление структуры текста, в
котором нарушен порядок предложений или абзацев,
пропущены необходимые части... Выполняя такие
упражнения, ученикам не надо работать над
содержанием – оно уже дано. Все усилия
обращаются на понимание того, как построен текст,
в каких предложениях содержится тезис, в каких –
доказательство, каких тезисов или аргументов
недостает, и на исправление дефектов. Более
подробно об этом можно прочитать в газете
“Русский язык” (2002 год, № 34–36, 46).
В школах появились авторские курсы и программы
по развитию речи. Например, программы
“Письменная речь” в челябинской школе диалога
культур, курс “Взращивание речи” Валерии
Амонашвили.
Вместе с тем за последнее десятилетие
существенно изменились взгляды самих теоретиков
педагогики и методистов на цели образования. Не
случайно появился новый термин
“образовательные компетенции”, среди которых
первой, как правило, называют коммуникативную
компетенцию. Она предполагает не только знание
основ лингвистики, но и хорошее владение
различными видами речевой деятельности.
Правда, для массовой школы коммуникативная
компетентность пока еще не вполне достижимая
цель, так сказать, дело будущего, но, возможно, не
такого уж далекого.
Сейчас в науке активно складывается такая
область, как речеведение, новые достижения
которой тут же переводятся на язык методики и
переходят в школьный курс. И, скажем, современные
учебные пособия по русскому языку не только
раскрывают структуру и смысловые связи
различных научных понятий, но пытаются,
насколько это возможно, показать их
функциональное значение в речи. Методисты и
авторы учебников стараются выстроить обучение
таким образом, чтобы ученик не только знал
языковые конструкты, но и понимал, когда он это
использует в речи, для чего, будет ли уместно и
целесообразно воспользоваться этой
конструкцией. Поэтому на уроках ученики все чаще
работают с текстами, причем самыми разными:
поэтическими, мемуарными, научными и
научно-популярными...
Наконец, еще одна примечательная тенденция:
немало образовательных учреждений уже ступило
на путь речевого образования. В Екатеринбурге,
например, в целом ряде школ введен особый предмет
“культура речи”.
В Перми, Ярославле, Челябинске и других городах
сегодня есть школы, где преподается риторика.
Причем иногда это не просто отдельный предмет, а,
как написали в экспериментальной программе
педагоги пермской школы № 149, “риторизация
образовательной деятельности школы”. То есть
средства риторики переносятся на другие
предметные области, в том числе
естественно-научные, а также на внеурочную
деятельность. Оказалось, что риторика помимо
прочего позволяет разработать оригинальные
способы диагностики и самодиагностики учебных
достижений.
Риторизация дает возможность превратить процесс
обучения в совместное исследование, предметом
которого может стать практически любая учебная
тема. Каждый ученик сам выбирает в учебном
материале наиболее интересный ему аспект и форму
исследования (на языке методики она называется
риторический текст-жанр). Затем особым образом
организуется обсуждение результатов, где
отдельные исследования соединяются в
наполненное личными смыслами детей видение
проблемы.
И заметим, что опыт 149-й школы охотно перенимают
другие образовательные учреждения города.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|