ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Школу закладывают... в бюджет
Кажется, сэкономить в образовании уже
не на чем. Но если приглядеться – способ всегда
найдется...
Одной из пугающих тенденций нашего
управления образованием становится закрытие
учебных заведений в целях экономии бюджета.
Но прежде чем мы перейдем непосредственно к
обсуждению этой темы, давайте договоримся:
уважаемые дамы и господа большие начальники, не
торопитесь, узнав себя в наших публикациях,
обрушивать свой гнев на подчиненных за утечку
информации и попытку вынести сор из избы.
За последнее время мы столкнулись с тем, что в
самых разных городах воспринимают наши
публикации так, будто это написано именно об этом
начальнике и именно про ситуацию на этой
территории. Мы стараемся не называть имен и
только в самых крайних случаях указывать точный
адрес происходящего. Нам важно обратить внимание
читателей на саму тенденцию, на опасность
складывающегося порядка, предупредить общество
и профессиональное сообщество о тех
последствиях, к которым может привести то или
иное явление.
Мы не ищем виноватых и не пытаемся печатным
словом кого-то наказать или обидеть. Наши
читатели сами делают выводы из напечатанного в
газете «Первое сентября».
Вот и сейчас у нас есть факты неправильного, с
нашей точки зрения, сокращения сети учебных
заведений в самых разных городах страны:
закрывают дома творчества, урезают ставки в
школах, прекращают деятельность школ в детских
домах и многое другое.
Речь не о сельских школах – это другой вопрос,
другая проблема. Сейчас речь о том, что
одновременно с объявлением на самом высоком
уровне борьбы с беспризорностью и детским
сиротством в городах идет резкое сокращение сети
учебных заведений и ставок профессионалов,
которые могли бы повлиять и реально влияют на то,
чтобы дети не уходили из семей и не становились
преступниками.
Приводим письмо об одном таком «сокращении»,
которое, на наш взгляд, лишает возможности
детей-сирот получать нормальное образование и
как раз увеличивает вероятность попадания их в
зону социального риска.
Письмо о помощи
Обращается к вам коллектив детского
дома-школы. У нас снова остро встал вопрос о
закрытии школы и переводе детей в
общеобразовательные школы района. Органы
управления образованием выдвигают для этого
решения две причины: социальная замкнутость
детей в стенах детского дома и необходимость
экономии городского бюджета по заработной плате
учителям детского дома. Мы считаем, что школа при
детском доме выполняет совершенно особые
функции:
1) подготовка ребенка к включению в школу,
наращивание учебного и образовательного ресурса
ребенка, выстраивание и наращивание вместе с
ребенком его учебной перспективы;
2) обучение ребенка в школе и подготовка его к
включению в социум, в том числе в
профессиональные сообщества, подготовка к
включению ребенка в школу повышенных
результатов и выбор места для такого включения;
3) школа повышенного результата – это школа более
высокого, чем в детском доме, уровня. На этом
этапе дети включаются в учебные коллективы
лицеев, гимназий, подготовительных курсов и
размыкают свою социальную замкнутость не по
принуждению, а в результате реального и
осознанного выбора. Сейчас в детском доме
появился новый проект «Социальное партнерство».
Основная идея этого проекта – включить в
ситуацию развития ребенка фирмы, учреждения и
предприятия города (точнее, их представителей,
принимающих миссию) в роли заказчиков и реальных
партнеров в образовании и воспитании детей. Есть
уже и предложения от представителей фирм и
образовательных учреждений города. Это
закономерный этап развития нашего проекта ФЭП, в
рамках которого уже многое сделано, есть
результаты, но они могут быть потеряны для всего
российского образовательного сообщества, если
произойдет то, что намерены сделать краевые
власти. Если это в ваших силах, просим вас,
попробуйте оказать влияние на руководство
органов управления образованием. Возможно, что у
вас есть выход на его непосредственное
начальство, к которому он прислушается, если наши
аргументы будут изложены сверху. Очень надеемся
на вашу помощь, с уважением – научный
руководитель ФЭП детского дома-школы».
Что делать?
Обращаться к руководству органов
управления мы не стали. На каком основании
руководство органов управления будет менять
решение из-за нашего вмешательства?
Что мы можем? Напечатать материал. И предать
гласности этот случай. Есть еще экспертные
заключения относительно этого замечательного
проекта, что и придает нам уверенность – дело
важное и перспективное.
На самом деле суть проблемы проста: так же как
невозможно водолаза перемещать сразу из-под воды
в нормальные условия, так и детей, попавших в
детский дом, нельзя резко помещать в обычные
школы.
Но самим фактом публикации письма мы хотим
повлиять не только на педагогические воззрения
управленцев.
Дело еще и в том, что желание экономить на сети
учебных заведений напоминает сюжет с шагреневой
кожей в знаменитом бальзаковском романе.
Конечно, в отличие от бальзаковского героя ни
один из начальников не умрет после того, как
последний кусочек этой шагреневой кожи исчезнет.
А вот дети, лишенные возможности педагогической
поддержки и особой, специальной заботы, рискуют
погибнуть.
Поэтому мы и боремся против сокращения
шагреневой сети учебных заведений.
Слишком дорого придется платить за бездумное
желание мелочной экономии.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|