Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Соблюдать дистанцию?

Ребенок живет в семье, а учится – в школе. Но порой с учителем он проводит времени больше, чем с мамой и папой: походы, праздники, уроки... Есть учителя, которые считают: учить нельзя без неформального общения, и многие согласятся с этим. Другие уверены: школа существует для того, чтобы учить, а не для того, чтобы воспитывать. Что тут скажешь? Школу как место формирования гармонически развитой личности мы все проходили.
Многим педагогам это надоело еще в бытность детьми, так что сегодня они всеми силами уходят от процесса воспитания.
Иногда семья нарушает автономию учителя: слишком много внимания требуют родители, неся в школу все свои проблемы. А бывает и наоборот: ребенок влюбляется в учителя. Совсем как в наших историях. Тогда-то как быть?

Направо пойдешь...

Мы никогда не принимаем на работу молодежь со студенческой скамьи. У нас просто нет возможности обучать этих ребят. Мы – негосударственная школа, а родители, оплачивающие образовательные услуги, хотят, чтобы их ребенка обучал профессионал.
Эта история произошла с учительницей, которая десять лет проработала в государственной общеобразовательной школе и была на хорошем счету. Анна Николаевна прошла собеседование. Владела эффективными методиками обучения. Стала получать большую, чем обычно, зарплату. Ее устраивал коллектив. Через полгода она уволилась.
В чем причина? Да, по-новому пришлось проводить уроки и родительские собрания. Учеников – семь человек, класса в его привычном понимании нет. Нужно было готовить много индивидуальных заданий, думать над индивидуальными программами. Этого требуют и мамы с папами. Но главное: «Почему я должна с утра выслушивать от Маши, как ее обижает старший брат, а вечером сочувствовать Машиной маме в том, что у нее нелады с супругом? А другая расскажет, как «кинули» ее мужа. И видно: ждет, не помогу ли поговорить с директором о снижении оплаты за этот месяц. Но если бы только эти трое! Им всем что, не с кем общаться, кроме меня? Этот взрыв возмущения вызвала последняя ситуация, в которую Анна Николаевна как раз вмешалась. Она провела разговор с одним из отцов: почему он груб с ребенком? На другой день в школу пришла плачущая мама: с какой стати учитель вмешивается в ее семейную жизнь? Так вмешиваться или нет, и зачем Анне Николаевне эта головная боль? Ведь все время на глазах (школа полного дня), в тесном контакте с детьми и коллегами (маленькие кабинеты), да еще дети и родители несут в школу свои личные проблемы, пытаются сделать учителя поверенным, сторонником, советчиком, а то и виновником испорченных отношений. И к сожалению, учителю порой оказывается проще уйти из школы, чем научиться профессиональному поведению в таких условиях.

О.М., директор частной школы

Больше всего я боялась,
что Оксану заберут из класса...

Восьмой класс. Четвертый наш с ребятами совместный год (я была классным руководителем и вела биологию). В конце месяца по традиции решили идти в поход с ночевкой. Руководить сбором денег и закупками взялась Оксана – это ее стихия. Прибегала пару раз ко мне домой по вечерам (рядом живем): на чем сэкономить? Стоит ли брать супы с искусственными добавками? Мы с Оксаной всегда находили общий язык. Симпатичная девочка, если чем загорится – непременно сделает. Я и сама такая.
В походе оказалось: две палатки на девочек, считая меня, и две на мальчиков, считая сопровождающего нас папу. Оксана со мной рядом спала. Как-то ночью чувствую – выбирается из палатки. Нет десять минут, пятнадцать. Нашла я ее у потухшего уже костра. Проговорили всю ночь: почему человеку тоскливо бывает, почему нельзя без этого...
Вернулись. Через неделю приходит Оксанина мама:
– Что вы сделали с моей дочерью? Ей ночью кошмар снился, так она не «мама» закричала, а «Татьяна Васильевна!». Вы что, дочери меня лишить хотите? Все, никаких походов, кружков по биологии. Вы отвечаете за учебную работу, а досуг девочке мы сами организуем.
...Больше всего я боялась, что Оксану заберут из класса, но этого не случилось. Родительские собрания мама исправно посещает, личных вопросов не задает. Оксана стала более замкнутой. Переходный возраст?

Татьяна Васильевна
г. Пущино Московской области


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru