ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Когда мы слушаемся ребенка...
Как все просто, как сложно… С одной
стороны учителя со своей правдой, с другой –
дети, защищающие свой суверенитет, с третьей –
родители, которые хотят, чтобы их дети выросли
хорошими честными людьми. А дети так часто
обманывают родителей: из-за того, что боятся
понести наказание, или не хотят расстраивать, или
просто фантазируют, или… говорят правду, но свою
правду, которая важна только для мамы с папой.
Если ребенка не поймет мать, не поверит ему – как
же тогда жить? На что надеяться? Азбучная истина
для родителей, для тех, кто понимает, что быть
родителем не так просто, что от того, чью позицию
займешь сегодня в конфликте сына или дочери со
школой, с учителями или одноклассниками, зависит
будущая жизнь твоего ребенка и твое общение с
ним. Учителя придут и уйдут, а мать с отцом – одни
на всю жизнь.
Хорошо, что мне верили мои родители!
Мои родители – учителя, а я сама была
довольно неудобной ученицей в школе: то
организовывала весь класс на поход в кино во
время уроков, то массовую «травлю» учительницы,
обидевшей одноклассника. Школьная жизнь кипела,
я всегда была в ее гуще. Родители упорно не ходили
на родительские собрания: считали, что там делать
просто нечего. Ну отметки скажут, ну поругают
одних и похвалят других. Учительница, борьбу
против которой я организовала, будучи ученицей 10
класса, рыдала на плече у моей мамы во время
городских педагогических конференций и умоляла
помочь ей, поговорить со мной.
Иногда родителей вызывали к директору школы или
к завучам официально: «Ваша дочь не только
сбежала с уроков, так еще и организовала ребят –
они вместо занятий пошли в кино, представляете!»
Тогда я повела свой класс на «Ключ без права
передачи» и ничуть не жалею об этом – фильм был
для нас важнее, чем учеба на «ленточниц», рабочих
текстильной фабрики.
Родители слушали претензии педагогов (правда,
они были друг с другом знакомы и вне стен школы) и
всегда, ВСЕГДА вставали на мою защиту.
«Ну и что, если дети один раз ушли и посмотрели
отличный фильм! Это вы должны были организовать
его просмотр, а наша дочь сделала правильно,
фильм для них действительно важнее. Другие
ребята ни за что не пошли бы его смотреть одни, а
знаете, как у них изменилось все в классе после
этого?
Учительница была не права, она обидела не только
одного мальчика, но и весь класс – она должна
сначала перед всеми извиниться.
Говорите, что класс плохой, что наша дочь его
делает таким, а вы забыли, что в класс собирали с
самого начала всех, кто из плохих семей, за кого
родители не могли попросить? И классных
руководителей меняли детям каждый год: мол, все
равно класс плохой! А они, между прочим, во многих
местах (конкурсах, соревнованиях) лучшие в школе.
И дочь учится на одни пятерки и всем помогает в
классе…»
Что бы ни утверждали учителя, директор, завуч,
родители верили в первую очередь мне. И это
спасало, защищало, помогало. Конфликты с
учителями быстро заканчивались – от школы
осталось теплое чувство, прощения попросила у
тех, кого обидела по молодости, мы остались
друзьями. Только до сих пор мне не понятно: зачем
в школу вызывали маму и папу? Никаких изменений
ни в моем поведении, ни в общей ситуации эти
вызовы не сделали. Да и не могли родители на меня
повлиять! Слава Богу, что они оказались умнее
учителей – верили мне, и точка. А если бы стали
упрекать, наказывать… Ой, страшно представить…
Анна НИКИТИНА
Московская область
Мама моего ученика верит ему больше, чем
мне…
Я работаю в школе 12 лет и люблю свою
профессию. Но иногда бывает так больно, так
обидно, что хочется все бросить и уйти из школы
насовсем. Один такой случай произошел совсем
недавно. У меня в восьмом классе есть ученик,
который настраивает против себя всех ребят. Он
никого не замечает, ни с кем не хочет считаться.
Захотел – взял чужую вещь, захотел – сбросил на
пол книги соседа.
Он из очень хорошей семьи, родители Макса очень
любят: единственный сын, обеспеченная жизнь, все
– только для него. К сожалению, мальчик выбрал
для себя позицию, которая не позволяет мне начать
сотрудничать с его родителями. Дело в том, что он
постоянно лжет дома: он, мол, никого никогда не
обижает, это все происки одноклассников и
учителей, которые его ненавидят и мстят. Родители
верят ему безоговорочно.
Недавно меня чуть не уволили из-за него с работы.
А дело было так. У нас в классе проходил «огонек»,
дети танцевали, а Макс принес скейтборд прямо в
кабинет (в нем всего 25 квадратных метров!) и стал
кататься. Мы все просили его остановиться, было
страшно, что он может сильно задеть кого-то. Так и
случилось: он наехал на меня и краем скейтборда
ткнул по коленке. Боль была острой, и слезы сами
хлынули из глаз. Я попросила Макса уйти с
«огонька».
На следующий день пришла его мама, принесла
заявление на имя директора школы. В нем
указывалось, что я притесняю ее ребенка, не
пустила его на «огонек», обзывала матерными
словами и даже била. Вот так…
Мне повезло: директор не поверил ни одному слову
из письма, показал его мне, на этом вся история
вроде бы и закончилась… Но в душе остался
неприятный осадок: а если бы в школе был другой
директор?
На самом деле это часто случается: ребенок дома
просто паинька, заботливый и ласковый сын, а в
школе становится агрессивным, жестоким. Родители
отказываются верить в это, стараются во всем
поддержать свое чадо. Как же быть? Неужели мы,
учителя, должны зависеть от того, что наврет дома
ученик и поверит директор школы тебе или ему?
Елена К.
Московская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|