Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Когда мы слушаемся ребенка...

Как все просто, как сложно… С одной стороны учителя со своей правдой, с другой – дети, защищающие свой суверенитет, с третьей – родители, которые хотят, чтобы их дети выросли хорошими честными людьми. А дети так часто обманывают родителей: из-за того, что боятся понести наказание, или не хотят расстраивать, или просто фантазируют, или… говорят правду, но свою правду, которая важна только для мамы с папой. Если ребенка не поймет мать, не поверит ему – как же тогда жить? На что надеяться? Азбучная истина для родителей, для тех, кто понимает, что быть родителем не так просто, что от того, чью позицию займешь сегодня в конфликте сына или дочери со школой, с учителями или одноклассниками, зависит будущая жизнь твоего ребенка и твое общение с ним. Учителя придут и уйдут, а мать с отцом – одни на всю жизнь.

Хорошо, что мне верили мои родители!

Мои родители – учителя, а я сама была довольно неудобной ученицей в школе: то организовывала весь класс на поход в кино во время уроков, то массовую «травлю» учительницы, обидевшей одноклассника. Школьная жизнь кипела, я всегда была в ее гуще. Родители упорно не ходили на родительские собрания: считали, что там делать просто нечего. Ну отметки скажут, ну поругают одних и похвалят других. Учительница, борьбу против которой я организовала, будучи ученицей 10 класса, рыдала на плече у моей мамы во время городских педагогических конференций и умоляла помочь ей, поговорить со мной.
Иногда родителей вызывали к директору школы или к завучам официально: «Ваша дочь не только сбежала с уроков, так еще и организовала ребят – они вместо занятий пошли в кино, представляете!» Тогда я повела свой класс на «Ключ без права передачи» и ничуть не жалею об этом – фильм был для нас важнее, чем учеба на «ленточниц», рабочих текстильной фабрики.
Родители слушали претензии педагогов (правда, они были друг с другом знакомы и вне стен школы) и всегда, ВСЕГДА вставали на мою защиту.
«Ну и что, если дети один раз ушли и посмотрели отличный фильм! Это вы должны были организовать его просмотр, а наша дочь сделала правильно, фильм для них действительно важнее. Другие ребята ни за что не пошли бы его смотреть одни, а знаете, как у них изменилось все в классе после этого?
Учительница была не права, она обидела не только одного мальчика, но и весь класс – она должна сначала перед всеми извиниться.
Говорите, что класс плохой, что наша дочь его делает таким, а вы забыли, что в класс собирали с самого начала всех, кто из плохих семей, за кого родители не могли попросить? И классных руководителей меняли детям каждый год: мол, все равно класс плохой! А они, между прочим, во многих местах (конкурсах, соревнованиях) лучшие в школе. И дочь учится на одни пятерки и всем помогает в классе…»
Что бы ни утверждали учителя, директор, завуч, родители верили в первую очередь мне. И это спасало, защищало, помогало. Конфликты с учителями быстро заканчивались – от школы осталось теплое чувство, прощения попросила у тех, кого обидела по молодости, мы остались друзьями. Только до сих пор мне не понятно: зачем в школу вызывали маму и папу? Никаких изменений ни в моем поведении, ни в общей ситуации эти вызовы не сделали. Да и не могли родители на меня повлиять! Слава Богу, что они оказались умнее учителей – верили мне, и точка. А если бы стали упрекать, наказывать… Ой, страшно представить…

Анна НИКИТИНА
Московская область

Мама моего ученика верит ему больше, чем мне…

Я работаю в школе 12 лет и люблю свою профессию. Но иногда бывает так больно, так обидно, что хочется все бросить и уйти из школы насовсем. Один такой случай произошел совсем недавно. У меня в восьмом классе есть ученик, который настраивает против себя всех ребят. Он никого не замечает, ни с кем не хочет считаться. Захотел – взял чужую вещь, захотел – сбросил на пол книги соседа.
Он из очень хорошей семьи, родители Макса очень любят: единственный сын, обеспеченная жизнь, все – только для него. К сожалению, мальчик выбрал для себя позицию, которая не позволяет мне начать сотрудничать с его родителями. Дело в том, что он постоянно лжет дома: он, мол, никого никогда не обижает, это все происки одноклассников и учителей, которые его ненавидят и мстят. Родители верят ему безоговорочно.
Недавно меня чуть не уволили из-за него с работы. А дело было так. У нас в классе проходил «огонек», дети танцевали, а Макс принес скейтборд прямо в кабинет (в нем всего 25 квадратных метров!) и стал кататься. Мы все просили его остановиться, было страшно, что он может сильно задеть кого-то. Так и случилось: он наехал на меня и краем скейтборда ткнул по коленке. Боль была острой, и слезы сами хлынули из глаз. Я попросила Макса уйти с «огонька».
На следующий день пришла его мама, принесла заявление на имя директора школы. В нем указывалось, что я притесняю ее ребенка, не пустила его на «огонек», обзывала матерными словами и даже била. Вот так…
Мне повезло: директор не поверил ни одному слову из письма, показал его мне, на этом вся история вроде бы и закончилась… Но в душе остался неприятный осадок: а если бы в школе был другой директор?
На самом деле это часто случается: ребенок дома просто паинька, заботливый и ласковый сын, а в школе становится агрессивным, жестоким. Родители отказываются верить в это, стараются во всем поддержать свое чадо. Как же быть? Неужели мы, учителя, должны зависеть от того, что наврет дома ученик и поверит директор школы тебе или ему?

Елена К.
Московская область


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru