Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Школьный треугольник: родители, дети, учителя

Если стороны не равны, дети могут оказаться в углу

Когда сидишь в учительской, разговоры о родителях учеников почти не прекращаются: «Мама Пети снова приходила, жаловалась, что сына обижают учителя», «У Коли отец пьет каждый день, парень дома не занимается, тоже выпивать начал – а так хорошо раньше учился», «А Галина мать решила отдать ее в детский дом. Они с сестрой отказались, теперь живут одни, одной 14, другой 12 лет. Что делать?» «Родители Петрова написали заявление директору школы, что их не устраивает работа… учителя».
Порой кажется, что мы учим не детей, а их родителей, – столько времени, сил занимает у педагогов обсуждение этих проблем. Вот мы и решили посвятить следующий ИУМ этой теме.
На последних Соловейчиковских чтениях одна учительница очень четко сформулировала проблему перед всеми присутствующими. Она сказала, что вся ее работа с детьми порой буквально разбивается после того, как ребята возвращаются из школы домой, а там – вместо заботы и поддержки грубость и матерщина, вместо совместного творчества – жестокость и драки… Как можно научить детей чему-то, когда родители их учат совсем другому.
И вставали другие учителя, и делились опытом, и рассказывали, как они, сталкиваясь в работе с похожими трудностями, сами, без использования книжек по воспитанию, находили выходы из сложнейших ситуаций. Значит, мы вполне можем помочь друг другу.
Идея – написать совместную главу «Педагогика общения с родителями учеников». Что в нее войдет? Неизвестно, сегодня мы только начинаем разговор: начинаем с публикации историй о том, какие проблемы порой возникают. Истории эти разные, иногда почти обыденные, иногда трагические. В первую очередь хочется пригласить к обсуждению тех, кто никогда не попадал в подобные ситуации. Возможно, эти учителя делали что-то до того, как проблемы могли возникнуть? Такая «предупреждающая педагогика»… А может быть, они просто не считают мелкие недоразумения, несогласия с родителями важными пунктами для размышления?

1. Задумаемся, кто для нас на самом деле родители учеников: инструмент для воздействия на нерадивых, неразумные дети, сущее наказание, помощники? Или...

2. Когда вы обращаетесь к родителям в первый раз: когда ребенок провинился; когда его есть за что похвалить; когда вы хотите его лучше узнать? Или предпочитаете вообще к родителям не обращаться?

3. Как вы считаете, существуют ли общие принципы работы с родителями? Могли бы вы их сформулировать?

4. Иногда учитель и родители абсолютно по-разному видят ребенка. Удавалось ли вам в таких ситуациях найти с родителями общий язык?

5. Вы проводите родительские собрания, потому что так положено, или они необходимы в вашей работе? Давайте поделимся опытом родительских собраний, которые:

- нужны вам;
- важны для родителей;
- полезны детям.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru