Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО... 
 

…Итак, мы видим, что ЕГЭ, в его нынешней форме, – продукт сугубо российский. У британцев развитая система национального тестирования мирно уживается с предуниверсариями и с комплексами школа–вуз. Общественность не видит в этом нарушения чьих-либо прав, а Скотланд-Ярд спит спокойно. Добавим, что благодаря «вливаниям» из предуниверсариев или частных школ уровень университетского образования в Великобритании не снижается.
Реализуемая у нас модель ЕГЭ не может обеспечить детям максимально удобный путь в вузы. Потому что цель эксперимента иная. Ее точно выразил первый заместитель министра образования Виктор Болотов на «круглом столе» в медиа-центре «Известий»: лишить российские вузы «огромного куска средств», получаемых от вступительных экзаменов. Если они не нашли в себе сил отказаться от дополнительных заработков, когда было возможно, теперь эту возможность отберет у них государство. Лишившимся средств коррумпированным вузам придется перестраивать свою работу. А многим придется закрыться. По статистике, из 1 300 000 российских выпускников прошлого года около 1 100 100 поступили в вузы. Половину этих сомнительных вузов надо закрыть, чтобы будущие абитуриенты смогли занять пустующие 600 000 мест в ПТУ и техникумах!
Вот на это и работает «государственность» и монопольность ЕГЭ.
Светлана КИРИЛЛОВА

Из школы в вуз: британский вариант

В Великобритании можно стать студентом, не сдавая ЕГЭ

Согласно новым правилам приема в вузы Россия с этого года лишает комплексы школа–вуз права принимать вступительно-выпускные экзамены.
Это мотивируется тем, что учащиеся этих школ должны наравне со всеми сдавать ЕГЭ.
В Великобритании, которую реформаторы системы вступительных экзаменов взяли за образец, действует система национального тестирования, но никто не возражает против существования льготных подготовительных курсов для поступления в вуз.
Как они работают?

Чтобы сдать экзамены повышенного уровня, дающие право поступать в вузы, юные британцы выбирают не менее 15 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Частные и очень дорогие (до 25 тысяч фунтов за учебный год) британские школы-пансионы пользуются огромным авторитетом еще и потому, что предлагают школьникам по 25–35 увлекательных курсов. Скромные муниципальные школы, разумеется, не могут себе позволить такой роскоши.
Поступив в старшую школу в 16 лет, британские учащиеся должны выбрать для углубленного изучения всего лишь три предмета. Они-то и будут определять их будущую карьеру.
По этим трем предметам он должен сдать экзамены на Общее свидетельство об образовании продвинутого уровня (GCE A-level). Эти экзамены являются вступительными в вузах. Приемные комиссии университетов и колледжей лишь следят за тем, чтобы набранная на экзамене сумма баллов соответствовала уровню их учебного заведения. Большинство старшеклассников выбирают вступительный минимум предметов для поступления на выбранную специальность в вузе. Кто не определился с выбором будущего вуза и факультета, сдает 5 или 6 экзаменов на a-level. Какие-нибудь три из них обязательно ему пригодятся при подаче документов в университет.
Британские педагоги считают такую специализацию слишком ранней. Но российские социологические опросы показали, что 75 процентов отечественных школьников к 15–16 годам уже определяются с выбором сферы профессиональной деятельности. Этот тезис подтверждает и мировая практика.
Скажем, во Франции, Нидерландах, Скандинавских странах все школьники на седьмом году обучения должны выбрать, чему они будут учиться в старшей школе. Можно отдать предпочтение академическому варианту и углубленно заниматься науками. Можно выбрать прикладной профиль и проходить упрощенный вариант школьных программ, постигая умения и компетенции. Такие старшеклассники сразу после школы приступят к профессиональной деятельности.
В американской «высшей школе» (так называются старшие классы школы) – два профиля: академический и неакадемический. Во французской старшей школе (она называется лицеем) три профиля: естественно-научный, филологический и социально-экономический. В Германии (там старшая школа называется гимназией) тоже три: язык–литература–искусство, социальные науки, математика–точные науки–технология.

Главный источник абитуриентской нервотрепки в Великобритании – последний год перед окончанием старшей профильной школы. И если в России абитуриент ждет результатов сдачи вступительных экзаменов всего несколько дней, то британский школьник находится в ожидании несколько месяцев. За год до зачисления, в сентябре, он рассылает результаты своих экзаменов по приемным комиссиям вузов. Для этого в начале года в школах сдаются предварительные экзамены. И тот, кто сдал их не на уровне, может вообще не попасть в выбранный вуз.
Одна из самых печальных абитуриентских историй в Великобритании случилась с Джоан Роулинг, автором знаменитого «Гарри Поттера». Джоан блестяще сдала экзамены и отослала свои результаты в Оксфорд. Однако в приемной комиссии этого знаменитого вуза показалось подозрительным, что соискательница закончила не дорогую частную, а никому не известную муниципальную школу. И Джоан Роулинг (теперь она занимает 26-е место в списке самых богатых людей Великобритании) из-за своей школы пришлось искать другой, менее капризный вуз.
Чтобы свести на нет беспокойство «переходного периода», в Великобритании придумали и ввели систему предуниверсариев (foundations). Это альтернативная программа получения сертификата повышенного уровня (a-level). Она напоминает нашу систему школа–вуз, признанную незаконной Генеральной прокуратурой РФ.
Британские предуниверсарии создаются при определенном университете. В них можно поступать с любым уровнем среднего образования (достаточно, например, российского аттестата об 11-летнем образовании и отличного знания языка). В предуниверсариях абитуриенты обучаются по интенсивным программам один год. Затем они без экзаменов переходят на первый курс университета по выбранной специальности. Обычно группа дружественных университетов аккредитует программы того или иного предуниверсария. И тогда его выпускники поступают на первые курсы этих университетов. Например, программа предуниверсария Беллербис-колледжа (www.Bellerbys.com), готовящего студентов к поступлению в Оксфорд и Кембридж, признана еще 26 британскими университетами.
В прошлом году впервые российские старшеклассники смогли попытать счастья, поступив в предуниверсарий Колледжа королевы Марии (одного из 30 колледжей Лондонского университета, расположенного в самом центре Лондона). Программа предуниверсария была презентована на ежегодной образовательной выставке, устраиваемой Британским советом в России (www.britishcouncil.ru).

Наш корреспондент беседует с Вирджинией ИРВИН, директором предуниверсария Queen Mary College (Лондон).

– Вирджиния, в наших странах почти одновременно проводятся школьные реформы. Общественность одинаково озабочена перегрузками школьников, равным доступом к образованию. Скажите, может ли обычный британский школьник в обычной муниципальной школе успешно сдать экзамены повышенного уровня и поступить в хороший университет?
– Да, большинство британских студентов поступают в вузы именно так. Они заканчивают среднюю школу, два года учатся по программе
A-level, сдают экзамены и поступают в университет. Есть еще один путь: поступить в колледж и сдать там экзамены повышенного уровня.
– В России много говорят о том, что образование, которое дают в школе и в вузе, отличается по сложности. Есть ли в Великобритании такой разрыв между школьным и вузовским образованием, как в России?
– Между уровнем образования – нет. Зато в Великобритании существует большой скачок между графиком школьника и студента. Студенты предоставлены самим себе, и на них лежит большая ответственность. Нужно пойти самому поработать в библиотеке, написать работу, на которую дается определенное количество времени. Никто, как в школе, не организовывает их время, не говорит: в пятницу делаем то-то, в понедельник делаем то-то. В российской школе старшеклассник вынужден учить в старших классах 10–15 предметов. В Британии специализация проходит намного раньше, она начинается за 2–3 года до окончания школы. Нужно выбрать три-четыре предмета. Думаю, что в британской школе учиться легче, чем в британском вузе. Если говорить об иностранных школьниках, то для них основные проблемы возникают при изучении в университете искусства и социальных наук. Абитуриенты из-за рубежа хорошо справляются с требованиями по математике и физике. Поэтому предуниверсарии ориентированы в основном на зарубежных студентов, у которых еще нет больших знаний в области английской культуры. Британские абитуриенты в основном предпочитают сдавать экзамены на А-level. Но есть и исключения.
– Несколько лет назад британская общественность была потрясена обнародованной статистикой самоубийств среди студентов-первокурсников самых престижных университетов – Оксфорда и Кембриджа. За четырнадцать лет с собой покончили больше двадцати блестящих cтудентов. Психологи установили, что виной всему было переутомление первого года обучения. Английские первокурсники не привыкли так напряженно учиться. Как сейчас решается эта проблема в британских университетах?
– Cтрессы при переходе из школы в университет неизбежны у любых студентов. Но сегодняшние студенты могут еженедельно встречаться со специальным персоналом, который помогает им справиться с проблемами. В Queen Mary существует особая система поддержки. Есть служба, которая дает советы в практических вещах, например, как распорядиться деньгами, как поселиться в общежитии. Отдельно существует специальная психологическая помощь для работы в университете. У учащихся есть выбор: они могут пойти со своими проблемами к личному преподавателю, к куратору курса или обратиться за помощью в центр психологической или практической поддержки. Отдельно действует медицинский центр для помощи студентам.
– У тех, кто учился в предуниверсарии, таких проблем бывает меньше?
– Да. Эти студенты уже год обучались вместе с первокурсниками. Они живут там же, в университетском общежитии, они уже познакомились с распорядком, они знают, как поступить в том или ином случае. Одним словом, практически подготовились к обучению и чувствуют себя как дома.
– Если кто-то закончил предуниверсарий Колледжа королевы Марии и захотел поступить в другой университет – это возможно?
– Если у студента хорошие оценки – да. Можно поступать и в другие университеты, если они согласятся его принять. У каждого ведь своя система. Но в наш университет он зачисляется автоматически.

Стоимость обучения в предуниверсарии составляет около 15 тысяч долларов. Наиболее успешным учащимся дается скидка в 50 процентов (большего не позволяет британское законодательство). Иностранным студентам надо помнить, что обучение в предуниверсарии не гарантирует скидок за четыре года учебы в университете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru