МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ Реформа педагогического
образования:
бег позади поезда
Очередная коллегия Министерства образования
была посвящена обсуждению проекта программы
модернизации педагогического образования,
рассчитанной на 2003–2010 годы. В ней содержатся
новые требования к уровню подготовки учителей и
старые обещания повысить зарплату…
Первый вопрос, который хочется задать
авторам документа: почему они так поздно
спохватились? Ведь концепция модернизации
образования была утверждена правительством еще
в конце 2001 года, а работа над программой
модернизации педагогического образования
началась лишь в мае 2002 года.
Уже стартовали эксперименты по ЕГЭ и по
обновлению структуры и содержания общего
образования, началась апробация нового
поколения учебников. С 2005 года с введением
профильного обучения в программе старших
классов появятся экономика, право, экология...
Тем временем реформирование 600 учреждений
системы педагогического образования –
колледжей, техникумов, училищ, вузов с филиалами,
институтов повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров – еще и не
начиналось.
Однако участники коллегии в один голос называли
программу модернизации педагогического
образования оперативным и своевременным,
стратегическим и ориентированным на практику
документом.
Требования по высшему разряду
Система педагогического образования
отстала от школы, которая тоже не отвечает
требованиям модернизации, таков пафос документа,
изобилующего приставками “не” и “недо”.
Недостаточно разработаны программы
послевузовского профессионального образования,
профессорско-преподавательский состав вузов
“недостаточно ориентирован в проблемах
модернизации общего образования”, учителям
недостает компьютерной грамотности, знания
педагогических технологий, сберегающих здоровье
учеников, психологической подготовки, а
студентам педвузов не хватает навыков
практической деятельности...
Для устранения этих и других пробелов авторы
программы рекомендуют в ближайшие два года
разработать на конкурсной основе курсы для
педвузов и ИПК по соответствующей тематике. Но
возрастающие требования к уровню подготовки
педагогов все резче контрастируют с туманными
перспективами улучшения их материального
положения.
Как закрепить выпускника
Среди проблем, требующих
первоочередного решения, в программе значится
“старение педагогического корпуса и слабое
закрепление выпускников педвузов в школе”. В
качестве лекарства от этого недуга авторы
документа предлагают органам управления
образованием субъектов РФ разработать
“механизмы экономического стимулирования
трудоустройства и закрепления выпускников в
школе”. Срок выполнения – IV квартал 2004 года.
Иначе как изобретением велосипеда эту
рекомендацию не назовешь, поскольку в регионах
задолго до появления на свет данной программы
платили надбавки молодым специалистам. Но с
декабря 2001 года – с момента повышения зарплаты
педагогов в 1,89 раза – от этих и других
региональных надбавок в большинстве территорий
были вынуждены отказаться из-за нехватки
средств.
Слово об исконных вузах
Владимир Филиппов заверил собравшихся,
что в следующем году очередная волна
компьютеризации наконец-то докатится и до
многострадальных педвузов, материальные ресурсы
которых, по словам ректора МПГУ и председателя
Координационного совета по педобразованию
В.Матросова, окончательно исчерпаны. Однако
техника XXI века (она будет закупаться на деньги
федерального бюджета), по словам министра,
достанется только “исконным” педагогическим
вузам, которые в свое время не поддались соблазну
преобразования в классические университеты и не
объединялись с другими непрофильными вузами. С
позицией министра категорически не согласился
Виктор Болотов: по его убеждению, слияние вузов
происходило по экономическим причинам: в малых
городах университеты и пединституты дублировали
друг друга по многим направлениям подготовки,
что приводило лишь к распылению бюджетных
средств.
Удастся ли в предстоящем году переубедить
министра, неизвестно, но факт остается фактом:
число вузов, которые ведут подготовку
педагогических кадров, превысило 160, но из них
лишь половина профильных по названию и по сути. И
число их год от года снижается.
Среднее звено
Впрочем, хорошо известна и другая
статистика: не более 50% выпускников этих
образовательных учреждений работают по
специальности.
В то же время выпускники педагогических
колледжей и техникумов гораздо больше
мотивированы к работе в школах.
Педколледжи и училища обеспечивают кадрами
детские сады на 61%, в сельской местности – на 69%,
начальные школы – на 44%. 40% учителей музыки,
физкультуры и труда в основной
общеобразовательной школе имеют дипломы о
среднем педобразовании. С 2001 года в педколледжах
ведется подготовка сельских учителей по
специальностям: математика, русский язык,
литература, история для основной школы.
Эти факты, по убеждению председателя совета
директоров педагогических училищ и колледжей
Тамары Карповой, – самый веский аргумент в
пользу жизнеспособности среднего звена
педагогического образования.
При этом никто не оспаривает того, что педагог
должен иметь высшее образование. Поэтому важно
решить проблему преемственности программ
среднего и высшего педагогического образования,
что позволило бы сократить сроки подготовки
выпускников педагогических колледжей в
профильных вузах.
То, что эта задача заявлена в программе
модернизации педагогического образования среди
первоочередных, к сожалению, не гарантирует ее
решения. В апреле 2001 года была принята Программа
развития системы непрерывного педагогического
образования на 2001–2010 годы, а воз и ныне там...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|