Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Первая тетрадь. Политика образования

МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ 
Ольга ДАШКОВСКАЯ

Реформа педагогического образования:
бег позади поезда

Очередная коллегия Министерства образования была посвящена обсуждению проекта программы модернизации педагогического образования, рассчитанной на 2003–2010 годы. В ней содержатся новые требования к уровню подготовки учителей и старые обещания повысить зарплату…

Первый вопрос, который хочется задать авторам документа: почему они так поздно спохватились? Ведь концепция модернизации образования была утверждена правительством еще в конце 2001 года, а работа над программой модернизации педагогического образования началась лишь в мае 2002 года.
Уже стартовали эксперименты по ЕГЭ и по обновлению структуры и содержания общего образования, началась апробация нового поколения учебников. С 2005 года с введением профильного обучения в программе старших классов появятся экономика, право, экология...
Тем временем реформирование 600 учреждений системы педагогического образования – колледжей, техникумов, училищ, вузов с филиалами, институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров – еще и не начиналось.
Однако участники коллегии в один голос называли программу модернизации педагогического образования оперативным и своевременным, стратегическим и ориентированным на практику документом.

Требования по высшему разряду

Система педагогического образования отстала от школы, которая тоже не отвечает требованиям модернизации, таков пафос документа, изобилующего приставками “не” и “недо”.
Недостаточно разработаны программы послевузовского профессионального образования, профессорско-преподавательский состав вузов “недостаточно ориентирован в проблемах модернизации общего образования”, учителям недостает компьютерной грамотности, знания педагогических технологий, сберегающих здоровье учеников, психологической подготовки, а студентам педвузов не хватает навыков практической деятельности...
Для устранения этих и других пробелов авторы программы рекомендуют в ближайшие два года разработать на конкурсной основе курсы для педвузов и ИПК по соответствующей тематике. Но возрастающие требования к уровню подготовки педагогов все резче контрастируют с туманными перспективами улучшения их материального положения.

Как закрепить выпускника

Среди проблем, требующих первоочередного решения, в программе значится “старение педагогического корпуса и слабое закрепление выпускников педвузов в школе”. В качестве лекарства от этого недуга авторы документа предлагают органам управления образованием субъектов РФ разработать “механизмы экономического стимулирования трудоустройства и закрепления выпускников в школе”. Срок выполнения – IV квартал 2004 года. Иначе как изобретением велосипеда эту рекомендацию не назовешь, поскольку в регионах задолго до появления на свет данной программы платили надбавки молодым специалистам. Но с декабря 2001 года – с момента повышения зарплаты педагогов в 1,89 раза – от этих и других региональных надбавок в большинстве территорий были вынуждены отказаться из-за нехватки средств.

Слово об исконных вузах

Владимир Филиппов заверил собравшихся, что в следующем году очередная волна компьютеризации наконец-то докатится и до многострадальных педвузов, материальные ресурсы которых, по словам ректора МПГУ и председателя Координационного совета по педобразованию В.Матросова, окончательно исчерпаны. Однако техника XXI века (она будет закупаться на деньги федерального бюджета), по словам министра, достанется только “исконным” педагогическим вузам, которые в свое время не поддались соблазну преобразования в классические университеты и не объединялись с другими непрофильными вузами. С позицией министра категорически не согласился Виктор Болотов: по его убеждению, слияние вузов происходило по экономическим причинам: в малых городах университеты и пединституты дублировали друг друга по многим направлениям подготовки, что приводило лишь к распылению бюджетных средств.
Удастся ли в предстоящем году переубедить министра, неизвестно, но факт остается фактом: число вузов, которые ведут подготовку педагогических кадров, превысило 160, но из них лишь половина профильных по названию и по сути. И число их год от года снижается.

Среднее звено

Впрочем, хорошо известна и другая статистика: не более 50% выпускников этих образовательных учреждений работают по специальности.
В то же время выпускники педагогических колледжей и техникумов гораздо больше мотивированы к работе в школах.
Педколледжи и училища обеспечивают кадрами детские сады на 61%, в сельской местности – на 69%, начальные школы – на 44%. 40% учителей музыки, физкультуры и труда в основной общеобразовательной школе имеют дипломы о среднем педобразовании. С 2001 года в педколледжах ведется подготовка сельских учителей по специальностям: математика, русский язык, литература, история для основной школы.
Эти факты, по убеждению председателя совета директоров педагогических училищ и колледжей Тамары Карповой, – самый веский аргумент в пользу жизнеспособности среднего звена педагогического образования.
При этом никто не оспаривает того, что педагог должен иметь высшее образование. Поэтому важно решить проблему преемственности программ среднего и высшего педагогического образования, что позволило бы сократить сроки подготовки выпускников педагогических колледжей в профильных вузах.
То, что эта задача заявлена в программе модернизации педагогического образования среди первоочередных, к сожалению, не гарантирует ее решения. В апреле 2001 года была принята Программа развития системы непрерывного педагогического образования на 2001–2010 годы, а воз и ныне там...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru