ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Смена доз
Спасая подростков от одной
зависимости, им зачастую навязывают другую
Утопающий хватается за соломинку. И
можно понять смертельно испуганных родителей
подростка-наркомана (токсикомана или
алкоголика), когда они пытаются использовать
абсолютно все, реальные и нереальные, безопасные
и рискованные шансы на излечение от зависимости:
ведут ребенка в церковь, в молитвенный дом, в
религиозные реабилитационные центры, к народным
целителям, бабкам-знахаркам,
колдунам-экстрасенсам. Куда только не ведут, если
он позволяет себя вести...
Но ни у церкви, ни у экстрасенса нет волшебной
палочки, и вмешательство сверхъестественных сил
остается обыкновенной иллюзией. Зато энергичная
вербовка в свою веру растерянного, измученного
подростка, оказавшегося в отчаянной ситуации, а
также членов его семьи, готовых уверовать во что
угодно, лишь бы спасти от страшной,
разрушительной болезни, – реальность.
Потомственные ясновидящие и маги, бабушки
Маланьи и дедушки Спиридоны, исцеляющие прямо по
фотографии, – это, понятно, откровенное
шарлатанство, подлое паразитирование на
человеческом горе. Церковные лечебницы далеко не
таковы. Настоящая, а не шарлатанская борьба с
наркотической зависимостью и в обычном светском,
и в религиозном антинаркотическом центре
сходная: назначенное докторами медикаментозное
лечение в сочетании с психологическим на основе
собственного желания подростка избавиться от
болезни. Но в религиозном медико-психологическом
заведении юному пациенту параллельно с лечением
одной зависимости станут упорно, настойчиво,
целенаправленно прививать другую –
психологическую зависимость от той или иной
веры. Да еще и внушать, что только обретение веры
и твердость в вере избавит его от наркомании.
Например, программа помощи наркозависимым в
православном центре реабилитации при храме
“Всех скорбящих радость” в Москве включает в
качестве обязательной части прохождение курса
катехизации (первоначального приобщения к вере),
совершение паломничества к святым местам,
“трудовое послушание” при храмах или
монастырях, молитвы, посты, причем все эти
инициативы проводятся совместно с
родственниками подопечных. То есть приобщаться к
вере, к новой психологической зависимости
придется всей семьей.
В московском католическом благотворительном
фонде “Старый свет” также действуют программы
борьбы с зависимостями. В центре провозглашают,
что катехизация, молитвенные группы, встречи со
священниками проводятся исключительно по
желанию, но тут же говорят, что интенсивная
лечебная работа включает медицинские,
психологические и духовные аспекты. Духовные
аспекты как раз и оказываются не чем иным, как тем
же приобщением к вере, в данном случае
католической.
Саентологические, кришнаитские центры тоже
обещают избавление от зависимостей – как только
вы приобщитесь к церкви саентологии, к церкви
сознания Кришны...
Бывает, что приобретение новой зависимости
действительно избавляет от прежней. Частое ли
это явление – сказать трудно.
Религиозные центры скорее всего в той
ли иной мере приукрашивают реальную картину.
Реабилитационный центр для больных наркоманией,
организованный в Барнауле христианской церковью
“Новая жизнь” (одной из многочисленных церквей
протестантского толка), сообщает такие цифры: за
пять лет работы центра в нем получили помощь
около 120 человек и шестьдесят избавились от
зависимости.
Великий психиатр Зигмунд Фрейд в своей
философской работе “Будущее одной иллюзии”
отмечал огромную опасность для человеческой
нравственности, заключенную в “привязке”
нравственности к вере. Он с горьким сарказмом
воспроизвел неизбежный ход рассуждений: “Если я
не смею убивать своего ближнего только потому,
что господь бог это запретил и строго покарает за
преступление в этой или другой жизни, но мне
становится известно, что никакого господа бога
не существует, что его наказания нечего бояться,
то я, разумеется, убью ближнего без рассуждений”.
Если вся трудная, бесконечная работа
нравственной культуры подменяется верой,
страхом сверхъестественного наказания, то
нравственность рухнет.
Если избавление от наркотической зависимости
поставлено на фундамент религиозности, то
здоровье рухнет, едва только у подростка
заколеблется религиозная вера. Всей семье
придется год за годом поддерживать в сыне или
дочери зависимость от иллюзии, постоянно
разжигать в нем страхи и предрассудки,
культивировать его нерассуждающее поклонение
батюшке, гуру, пастору – лишь бы верил, не
сорвался вновь, лишь бы не начал опять колоться.
Это тоже не жизнь, а существование в
наркотической зависимости другого рода.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|