Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Голем третьего тысячелетия

Религиозные и исторические последствия клонирования

В Тулузе в 1847 году был издан памфлет под странным названием «Область Древняя Муть». Его автор Андрэ Распай повествовал о злоключениях любовной парочки, Шарля и Элоизы, бежавших от ревнивых мужа и жены, соседей и властей прочь из цивилизованной Европы. Попав где-то на Балканах к старому ведьмаку, они согласились на завлекательное путешествие, и были перенесены в страну, куда не ступала нога современного человека. Эта земля называлась Область Древняя Муть, и там естественным образом оживали и воплощались мифы всех времен и народов. Герои совокуплялись с богами и богинями, беседовали с Адамом и Хамом и наконец придумали для новой, только что рожденной расы мифологию, где сами выступили творцами и прародителями. В конце концов им надоело мельтешение героического Начала, и они вернулись домой, предпочтя чудесам и свершениям участь мелких буржуа…
XVIII век был давно позади, Францию ожидала очередная революция, и на фоне политических дебатов антиклерикальное сочинение провинциала Распая оказалось позабыто. Но не навсегда. Через полтора столетия о нем вспомнили и перепечатали отдельными фельетонами в одной из парижских юмористических газет. Уж больно много, сокрушался редакционный комментарий, развелось вокруг разных сект и мифологий.

Однако хорошо смеется тот, кто смеется последним. В первые годы третьего тысячелетия заново оживают полузабытые предания, а открытия нынешних ученых, кажется, толкают нас все ближе и ближе к границам Области Древняя Муть. Оккультисты ликуют, Ватикан грозит посмертными муками, но в отличие от эпохи Возрождения нет больше у Церкви дыбы и костра…

…Мы долго к этому шли и наконец, кажется, получили уникальную возможность узнать математический код жизни. Теперь у человечества появился реальный шанс смести те опоры существования, которые оставляют человека человеком, сохраняют особенности нашего биологического вида.
Ситуация усугубляется еще и тем, что технологии значительно опережают самосознание, мы имеем в цивилизации слишком многое из того, что еще не способны обдумать, сопоставить с собой, вписать в культуру. И опыты по клонированию человека – вне зависимости от их результатов и нынешних возможностей – очередной, может быть, самый гибельный шаг на этом пути.

Клон – творение второго порядка. Для всякого вдумчивого наследника христианской, иудейской или исламской традиции ясно, что ученый, берущийся вскрыть математический код жизни и создать человека по шифру ДНК, посягает на прерогативу Того, Кого мы именуем Богом. Всякое существо, рожденное в результате такой операции, будет именно сотворено, не рождено. Но станет ли оно при этом единосущно человеку – большой вопрос!.. Да простится мне кощунственный перифраз, но он призван оттенить кощунство происходящего.
Вместе с клонированием мы создаем пародию на первые стихи Книги Бытия и тем самым подрываем основы наших верований, нашу пусть весьма условную устойчивость в мире. Не мудрено, что одновременно воскресают древние страхи, самые мучительные предположения относительно человека и его участи. От великих мировых религий, покоящихся на вере в Совершенного, Всеблагого и Милосердного Создателя, мы отступаем во мрак язычества с его талисманами, тотемами, посвящениями, жертвами и магическими обрядами. И этот процесс уже идет, он только прикрывается современными терминами и понятиями.

Кто такой клон? Тот же иудейский голем, знаменитый искусственный человек Средневековья, но сделанный якобы технически, без трепета.
Голем, как гласит одно из сказаний, разрушил добрую половину Праги и уничтожил своего творца. Что сделают с нами клоны – Бог весть.

И дело здесь вовсе не в страхе перед возможными последствиями, а в ответственности за них. Люди на протяжении всей истории чувствовали некоторую пограничность, неокончательность своей участи. Об этом спорили философы, об этом сообщали священные тексты. «Человек – это нечто, что следует преодолеть», – сформулировал Ж.П.Сартр, не сказав, в сущности, ничего оригинального.
Но у клона это ощущение неизбежно усилится. Будучи сотворен по нашему образу и подобию, с претензией на тождественность, он сохранит память о гармонии и окажется еще больше оторван от нее. Несовершенство плодит несовершенство, зло умножает зло, и меру экзистенциальной тоски, которая будет захлестывать сознание этих высокоорганизованных существ, сегодня трудно даже вообразить.

Впрочем, клонирование для рода людского может иметь и куда более зримые и близкие последствия. Назовем их условно социально-историческими.
С появлением реальных клонов сразу возникнет вопрос об их юридическом статусе. О гражданстве и прочем. Наверняка придется столкнуться и с тем, что они быстро поймут специфику собственной участи, начнут бороться за гражданские права или просто соперничать с «обычными», старыми людьми, считая их менее совершенными.
К тому же никто не способен дать гарантии, что кибернетики и генные инженеры не начнут создавать человекообразных тварей для отдельных практических нужд. Солдат, уборщиков, операторов котельных. Что за этим последует? Рабовладение? Борьба патрициев и плебеев? Новый виток истории?

Это уже темы для фантастических романов. Но одно очевидно. С человечеством в его нынешнем понимании придется попрощаться. И памятуя о Гомере и Вергилии, Шекспире и Листе, Микеланджело и Бродском – обо всем сонме прекрасных, сомневающихся, преступных, кающихся, романтичных и отчаянных людей, – это будет весьма и весьма печально…

Возвращайтесь, Шарль и Элоиза, возвращайтесь!

Однажды, объясняя отношение Церкви к оккультным штудиям и парапсихологическим экспериментам, митрополит Антоний Сурожский заметил, что дело отнюдь не в том, что Некто ревниво охраняет от нас эти области. Но, попросту попадая туда, где мы не способны ориентироваться, мы легко можем навредить себе и другим, навлечь погибель и на себя, и на других.

«Прогресс не остановишь», – любила приговаривать героиня одного веселого французского кино о похождениях философа Дидерота. Действительно, прогресс не остановишь, современная цивилизация забыла о самоограничении.
Опыты по клонированию будут продолжены…

Но если в один прекрасный день какая-нибудь научная лаборатория окажется разнесена в пух и прах единорогом и несколько сотен научных сотрудников будут нанизаны на его сияющий рог под веселое улюлюканье мстительных ангелов, а тысячи разработчиков микрочипов, предназначенных для вживления в сердце и мозг, каждый в свой срок окажутся в лабиринте один на один с разъяренным Минотавром – пусть пеняют сами на себя. Они этого хотели.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru