ПРИРОДА ШКОЛЫ
“Он занят, он строит воздушные
замки”
Как в музыке существует музыкальный
слух, так и в педагогике есть слух
педагогический. И оказывается, его тоже можно
развить...
Когда-то Анатолий Арсеньев сказал мне:
вот представь холм, на нем замок, из которого
ведет множество путей. А за замком – Вселенная. И
можно выйти на эту дорогу и пойти по ней, и
познать эту Вселенную. И можно выйти на другую
дорогу и познать Вселенную... Надо постараться
найти свой путь и научиться уважать другие пути. Потому
что пространство мудрости находится на
определенной высоте, на которую можно подняться
и через педагогику, и через астрономию, и через
химию...
И эти слова прояснили, может быть, самое важное:
найти свой путь и уважать другие пути. Это первое,
о чем я говорю детям. Об этом же я говорю
студентам, прежде всего будущим педагогам.
Свои семинары Анатолий Сергеевич часто начинает
с вопроса: где мы? И оказывается, что многие люди,
зная название улицы и города, совершенно не
знают, что это за место, чем оно примечательно и
чем является для них в более широком
пространственном и временном контексте.
И тогда философ рисует дерево. Человек растет,
как дерево, говорит он. И у человека есть корни:
самые значимые детские и юношеские впечатления,
переживания, смыслы. И есть ветви: наши интересы,
конкретные задачи, дела. И пока все хорошо, ты
растешь легко и свободно, а если случается что-то
плохое – возникает потребность вернуться к
своим истокам.
К сожалению, сегодня люди забывают об этом.
Современная жизнь заставляет загруженных и
уставших взрослых думать очень конкретно и
предметно, поэтому наши мысли стали более
плоскими, из общения с детьми ушло “вертикальное
измерение”, разговоры о главном. Взрослые ищут
готовые рецепты: как воспитать, обучить,
закрепить те навыки, которые требуются уже даже
для перехода в “следующий” детский сад.
Педагоги учат ребенка своему предмету, не
задумываясь: какой это ребенок, в чем его
неповторимость и что с ним будет потом?
Итог подводит статистика, которая
свидетельствует о росте числа детей с
травмированной психикой, об увеличении случаев
детской жестокости и подростковых суицидов.
Мудрость и образование
Сегодня особенно остро встает
задача помочь детям отыскать в себе и мире те
важные смыслы, на которые они смогут опереться.
С такой целью мы создали студенческий
педагогический клуб “Это”, работа которого во
многом опирается на философские идеи Арсеньева.
Начнем с тезиса, что педагогическое сообщество
должно строиться по особым, “не взрослым”
законам. Образование и мудрость часто не
совпадают. Ребенок может сказать поразительные
по глубине вещи именно тогда, когда встречается
со взрослыми, для которых люди живущие и жившие
равно интересны и равно значимы, как будто нет
возраста, нет времени.
И еще: педагогическая деятельность должна быть
одновременно ориентирована на личностный рост
детей, студентов, которые готовятся стать
педагогами, и родителей.
Именно так мы работаем с детьми с задержкой в
развитии, которые приходят к нам на реабилитацию
по направлению врача. Чтобы помочь этим ребятам,
мы создали отдельный клуб “Внимание, черепаха!”,
где проблемные дети занимаются вместе с обычными
ребятами, студентами, педагогами, мамами и
папами. Причем студентов столько же, сколько
детей, и многие молодые педагоги сами еще совсем
недавно были “черепашатами”. Так что новые
члены клуба сразу окунаются в особую атмосферу.
Уже 25 лет, как мы проводим уроки-фантазии с детьми
1–3 классов, у которых есть сложности вхождения в
школьный мир. Чтобы сделать этот переход более
плавным, мы через кукольный театр, пальчиковый
театр, театр овощей, фруктов, предметов, башмаков,
цветов стараемся сохранить и обогатить в детях
метафорический язык.
Другая часть этих уроков непосредственно
отражает идею, что развитие человека происходит
через переживания отношений человек – мир как
двух равноценных и бесконечных живых явлений.
Эти уроки мы так и называем “Я – мир” и “Мир –
я”. Есть занятия, когда человек обращается к
миру. Например, “Окно моего детства”. И есть
другие занятия, где мир обращается к детям от
имени дерева, огня, колеса.
Как мы превратились в “стихиаль”
Одна из моих любимых глав у
Арсеньева – о различии механистического и
органического. Он говорит, что “в
механистической системе вся периферия жестко
закреплена, а в органической – вариабельна”. Что
это значит? К примеру, если праздник проходит
“органически”, в нем только основное,
стержневое действо идет в полном соответствии с
первоначальным замыслом, а эпизодические
события протекают свободно, и по ходу возникают
импровизации. Потому что состояние ребенка для
нас важнее, чем гладкое течение праздника.
В прошлом году с ноября до Нового года у нас в
клубе был “Праздник ожидания праздника”.
Сначала мы делали фонарики, потом домики, причем
каждый создавал свой неповторимый домик. Потом
была восковая сказка, теневой театр, знакомство с
кулинарными секретами бабушек и дедушек... А еще к
празднику каждый, орудуя дыроколом, сделал для
себя большой килограммовый пакет снега.
И вот наступил Новый год. Совершенно волшебное
время, когда наши дети превращались в
“стихиаль” (слово Даниила Андреева) снега.
Ребята выходили в свое игрушечное селение
светящихся домиков и “выпадали снегом”. Снег
падал на домики, на восковые фигурки, на палас... А
когда в селении намело целые сугробы, дети
ползали по этому снегу, подкидывали его,
зарывались в него! Будто целая река эмоций
вырвалась на свободу.
У нас есть ребята, у которых, можно сказать,
потеряна часть важного опыта внутренней жизни.
Одному ребенку строгий отец запрещал не только
вырезать, делать аппликации, но даже рисовать. И у
шестилетнего мальчика начался невроз. Мне просто
не передать, что с ним было, когда он увидел, как
падает этот снег...
Конечно, обо всем не расскажешь, но у Арсеньева
есть одна крайне значимая для педагогов работа, о
которой нельзя не сказать. Она называется
“Подросток глазами философа”. Я не знаю другого
философа, который так глубоко размышляет о
подростковом периоде жизни, о времени, кажущемся
нам, взрослым, временем ничегонеделания,
какого-то непонятного перезванивания по
телефону, смотрения в зеркало. А ведь это время
познания себя, примерки новых социальных ролей,
открытие своей особенности через созерцание
мира вокруг себя. Арсеньев говорит о
необходимости бережного отношения к этому
облачному периоду жизни. И вспоминаются слова
поэта Юрия Левитанского: “Он лежит на траве...
Неотрывно глядит в небеса... Не мешайте ему... Он
занят, он строит воздушные замки”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|