Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

ТОМАС ХЮЛЛАНД ЭРИКСЕН. ТИРАНИЯ МОМЕНТА. Время в эпоху информации.
Перевод с норвежского. Москва.
Издательство «Весь мир», 2003

Книга профессора социальной антропологии Университета Осло Т.Х.Эриксена посвящена информационному обществу и его воздействию на нашу жизнь. Автор стремится найти решение труднейшей задачи: как подчинить себе бег времени, ускоряющийся по мере развития информационных технологий. Почему мы «никогда ничего не успеваем», хотя факс, мобильные телефоны, электронная почта, казалось бы, должны беречь наше время? Почему при растущем объеме информации уменьшается возможность ее осмысления?
Т.Х.Эриксен вводит понятие «тирания момента» и утверждает, что поток информации в стремительно бегущем времени постепенно заполняет все паузы, в результате чего наша жизнь рискует превратиться в серию перегруженных эпизодов без каких-либо «до» и «после», «здесь» и «там». При таком обмене информацией отправителю катастрофически не хватает внимания других, а получателю – длительного и непрерывного времени для ее осмысления.
Профессор Эриксен поясняет, что его цель не призывать к консервированию «культурных ценностей» и традиционных образовательных систем, а обратить внимание на непредвиденные последствия феномена информационного общества.
В первой главе – «Век информации и его последствия» Т.Х.Эриксен пишет, что во времена классического народного просвещения было принято думать, что людям необходимо больше знаний, потому что знание – сила или по крайней мере оно дает возможность распоряжаться своей жизнью. Этот лозунг до сих пор актуален, но произошло важное изменение: мы теперь наблюдаем не недостаток знаний, а их избыток. Цель образованного человека в экономически развитой стране заключается в том, чтобы привыкнуть контролировать поток информации. Информации не слишком мало, ее слишком много. Цель того, кто хочет понять собственное время, самого себя и вообще что угодно, состоит отнюдь не в том, чтобы собрать как можно больше материала на заданную тему. Это все равно, что начать читать одновременно телефонный справочник всего мира и энциклопедию, состоящую из 10 тыс. томов. «С оптимизмом открыв обе книги на первой странице, вы никогда не доберетесь до “Абрахамсона” и “амебы”, даже если посвятите этому всю жизнь», – иронизирует Т.Х.Эриксен.
В такой ситуации возникает острая потребность в отборе. Как отличить плохое от хорошего, существенное от несущественного, информацию от дезинформации, знание от простого сотрясения воздуха, когда это предлагается нам в неограниченном количестве?
Каковы побочные эффекты использования компьютерных текстовых редакторов, электронной почты или путешествий в Сети? Для глобальных интегрированных сетей характерно, что все – от уникальных образовательных программ до инструкций деструктивного поведения и навязывания разрушительных мыслей – перемещается свободнее, чем когда бы то ни было, что лавинообразный поток информации не только предоставляет богатые возможности, но и огорчает, завораживает, пугает. Сеть создает новые формы уязвимости и зависимости человека. Потому, может быть, и названо так это явление – «Сеть».
Во второй главе – «Эпоха книг, часов и денег», посвященной некоторым культурно-историческим событиям, Т.Х.Эриксен размышляет о том, как изобретение книгопечатания, секундной стрелки часов, нотного стана привели к стандартизации жизни в Европе, да и во всем мире. Кроме того, появление, например, пишущей машинки за короткое время произвело революцию: она сделала текст анонимным – автор дистанцировался от текста – и изменила образ мыслей автора: писание от руки больше соответствует ритму мышления. Глобализация, которую мы переживаем на рубеже XX и XXI веков, приводит к тому, что пространство сжимается или стирается вовсе, время уплотняется, лишается пауз, радикально меняется образ мыслей и стиль общения, а главным дефицитом становится контроль над собственным временем.
В главе «Эффект пирамиды» автор пишет о том, что новые технологии повлияли (с точки зрения побочных эффектов) и на культуру образования. Проблема передачи знаний, опыта затрагивает и родителей, и учителей. «Что-то действительно произошло: связность исчезает, когда доминирует суетливость, бегающий взгляд и проворность интернетчиков... Учеба – это уже не длительное занятие, а часть «меню» впечатлений, из которых и состоит жизнь молодого свободного городского жителя».
Семья как форма жизни тоже сталкивается с проблемами, причина которых – тирания момента. Когда культура изменяется с такой бешеной скоростью, что, по мнению многих, теряет точку опоры, непросто увидеть, чему последующее поколение может научиться у предыдущего. «Мудрость родителей уже неактуальна. Может ли человек, которому за 40 лет, вообразить себе, что он в состоянии поведать 15-летнему подростку о проблемах жизни в многонациональном обществе? Что знают мамы и папы о том, как важно побывать на Дальнем Востоке или в Латинской Америке, прежде чем начать обучение?
Чем быстрее и глубже изменения, тем более проблематичной становится передача культурного наследия следующим поколениям. Если посмотреть на это с другой стороны, то дети и молодежь становятся свободнее в выборе собственных ценностей и смысла жизни. Длительность и продолжительность проигрывают, спонтанность и инновации выигрывают. Хорошо это или плохо – зависит, естественно, от содержания. Лишь люди, у которых отсутствуют моральные ценности, или те, кто забыл определиться, считают, что новое это всегда хорошо, пишет Т.Х.Эриксен. Во всяком случае, вряд ли кто-то мог вообразить, что результатом введения новых технологий, экономящих время, станет его ускорение и сжатие. А ускорение воздействует на процесс получения знаний, образ мысли.
В последней главе – «Преимущества неспешности» Т.Х.Эриксен пишет: «Скорость заразительна и вырабатывает зависимость. Перемены, поток впечатлений и череда событий, которые быстро сменяют друг друга, подобны наркотику. Когда время дробится на очень короткие отрезки, оно прекращает свое существование как длительное. Единственное, что мы получаем взамен, – это “безумный” момент, который остается неподвижным на огромной скорости».
Многие озабочены сложившейся ситуацией. Автор предлагает каждому из нас несколько рецептов.
1. То, что можно делать быстро, нужно делать быстро. Только не надо путать дела быстрые и неспешные. Быстрое чтение, например, полезно при поиске информации, но читать книги Марселя Пруста надо неспешно.
2. Неспешность – это добродетель, если она не задевает интересы других. Творчество напрямую зависит от наличия пауз.
3. Неспешность нуждается в защите, скорость справляется сама, она удивительно конкурентоспособна.
4. О многих вещах человеку и вовсе не нужно знать. Самое важное – иметь эффективные «фильтры», создаваемые вкусом, моральными ценностями и ситуацией.

По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского
Обзор подготовил Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru