ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
МАСТЕРСКАЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Разобьем мораль на клеточки!
Учителя, ведущие одновременно историю,
граждановедение и обществознание, очень хорошо
видят, где смыкаются эти предметы, и понимают, что
на этих стыках много пробелов. В первую очередь
это основные теоретические понятия.
Подразумевается, что к десятому классу, к началу
изучения обществознания, у школьников должен
быть достаточный, усвоенный на уроках истории
теоретический багаж. Однако на самом деле
история как учебный предмет больше занята
конкретным материалом, и на отработку теории
времени в программе отводится очень мало.
Поэтому преподавание обществознания становится
большой проблемой: во-первых, учебные тексты
изобилуют научными терминами,
во-вторых, за небольшой срок нужно компактно
изложить огромный теоретический материал,
относящийся к различным наукам общественного
цикла. Причем изложить так, чтобы он был хорошо и
неформально усвоен.
Именно в решении этой проблемы помогает метод
работы с граф-схемами и сводными таблицами.
15 минут вместо двух уроков
При изучении темы граждановедения “Право и
мораль” в девятом классе мы начали с того, что
определили сначала оппозицию – закон и обычаи,
выявили между ними основные отличия и составили
по этому материалу таблицу. Именно составление
таблицы помогло ответить на вопрос, что их
объединяет, а именно: система норм поведения.
После обсуждения в классе мы предположили, что
эта система может быть основана либо на законах,
либо на обычаях. На основе вывода была составлена
схема.
Для того чтобы проверить, насколько глубоко и
осмысленно ребята усвоили тему, я попросила их
показать на схеме, где, с их точки зрения, мораль и
где право. Задание было выполнено с легкостью.
Следующий вопрос был о том, что такое мораль и
право. Опираясь на схему, задание без затруднений
выполнили даже не очень сильные ученики. Вся
работа заняла у нас 15 минут, тогда как при
традиционном объяснении на усвоение материала
требуется не менее двух уроков. Очень важно и то,
что при таком подходе полностью снимается
необходимость механического запоминания. В
дальнейшем, по прошествии довольно длительного
времени, оказалось, что материал усвоен прочно и
ребятам с ним легко работать.
Понять легче, чем запомнить
Еще одна тема, в работе с которой очень помогла
технология составления граф-схем, – это “Формы
государства” из курса политологии.
Прежде всего надо было уточнить понимание
термина “власть”. Потому что “государство” –
это один из способов осуществления власти.
Однако оказалось, что практически все ученики
связывают слово “власть” только с прямым
государственным насилием. А большинство в ответ
на вопрос: “Что для вас противоположно понятию
государства?” – сказали: “Отсутствие власти”.
Ясно, что в дальнейшем им будет довольно сложно
объяснить, что такое демократия.
Необходимо было показать ребятам, что власть
может осуществляться в двух формах:
самоуправление и государство. Здесь и пришла на
помощь граф-схема.
За отправную точку взяли состояние общества:
наличие или отсутствие власти, причем
использовали определение учениками власти как
способа навязать свою волю всем, живущим в этом
обществе. После этого проще было на схеме найти
место и самоуправлению, и государству, преодолев
таким образом чисто бытовое представление о
предмете изучения.
Только теперь, после уточнения понятия
“государство”, можно было осмысленно
приступать к теме “Формы государства”. По
программе положено прочитать соответствующий
текст из учебника (примерно 15 страниц, 25 основных
терминов) и изложить его. Оказалось, это сделать
практически невозможно: для начала необходимо
выяснить значение непонятных слов, каких –
ребята должны были выписать самостоятельно.
После этого мы составили соответствующий
словарик. Следующий шаг требовал выяснения
связей, существующих между перечисленными
понятиями, осмысления системы в целом. Что по
сути дела и было бы пониманием темы.
Для этого десятый класс получил составленную
мной схему с незаполненными клетками. А
одиннадцатому классу, как более опытному в
составлении схем, я предложила во время чтения
двухчасовой лекции составить схему
самостоятельно. В результате все без исключения
ученики справились с заданием: схема была
составлена и заполнена.
Механически заучить ее почти невозможно, тем
более запомнить надолго. После проделанной
работы оказалось, что материал усвоен прекрасно:
через три недели, когда мы занимались уже
совершенно другой темой, я неожиданно для
учеников попросила воспроизвести таблицу. А для
облегчения задания предложила воспользоваться
“пустографкой”. Однако от подсказки все
отказались и воспроизвели схему самостоятельно.
Вся работа заняла не более пяти минут, ошиблись
не более 3–4% учеников, причем не в целом, а лишь в
деталях.
Позже на уроках истории, опираясь на таблицу и
изученные понятия, ребята без затруднений
выполнили работу по самостоятельному
определению политического режима в России
начала XX века. Это была классическая логическая
операция.
Таким образом, схема позволила не только
запомнить материал и усвоить понятие “форма
государства”, но и в дальнейшем оказалась сама
по себе удобным инструментом для дальнейших
самостоятельных исследований учеников.
Ольга ВОЛОШИНА,
учитель НОУ “Алеф”
Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|