ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Все давно привыкли к тому, что встреча
педагогов с преподавателями курсов повышения
квалификации происходит по разнарядке сверху.
Бывает, правда, что инициатива обучения исходит
от самих учителей, желающих преумножить свои
знания. А мы сегодня расскажем про совершенно
уникальный случай, когда по просьбе педагогов
целого региона создана “Школа гуманистического
воспитания”, обучающая работников образования
проектированию воспитательных систем.
Как построить новую воспитательную
систему?
Школа гуманистического воспитания в
Самаре дает первые ответы на этот вопрос
«Всегда ли можно сказать, что у педагога
есть собственная воспитательная позиция? Ведь
педагог зачастую вполне готов к воспитательной
деятельности, вопрос только в том, на каких
основаниях он эту деятельность осуществляет.
Важно создать условия для того, чтобы, выбирая
воспитательную систему, педагог встал на позиции
именно гуманистического воспитания. То есть на
позиции понимания ребенка: можно быть и
достаточно строгим, но ценность личности ребенка
должна быть приоритетной вне зависимости от
того, какими качествами он обладает».
Так объяснила идею «школы гуманистического
воспитания», которая в январе этого года
выпустила своих «первенцев», сотрудник
Российской академии образования Ирина Кулешова.
«Школа гуманистического воспитания» была
задумана в Самаре кафедрой педагогики и
психологии Российской академии повышения
квалификации и переподготовки работников
образования (АПКиПРО) по запросу педагогов
региона.
Об опыте работы школы нам рассказала профессор
кафедры педагогики и психологии АПК и ПРО,
кандидат философских наук, преподаватель Лариса
Геннадьевна Логинова.
Лариса Геннадьевна. Администрация Самарской
области поставила перед учебными заведениями
очень четкую задачу: создать к 2003 году модель
воспитательной системы. Это постановление
относится и к школам, и к детским домам, и к
интернатам, и к учреждениям дополнительного
образования, и к профессиональным училищам. Наша
кафедра работала в Самаре и раньше, наверное,
поэтому к нам и обратились за помощью. Само по
себе такое предложение абсурдно – нельзя так
сразу написать и реализовать воспитательную
систему. Поэтому мы предложили
переформулировать задачу: не написание моделей,
а подготовка людей, которые могут заниматься
проектированием воспитательных систем.
Согласно договору с администрацией Самарской
области были организованы курсы переподготовки.
Срок договора – два года: по году на один набор
слушателей. Первые 50 человек начали заниматься в
марте прошлого года. Название «Школа
гуманистического воспитания» родилось, когда
слушатели стали настоящими коллегами,
заинтересованными в общем деле.
Л.Г. Изначально мы предполагали, что
нашими слушателями станут директора и завучи по
воспитательной работе. Потому что писать
программу, или воспитательную систему, без
директора учебного заведения совершенно
невозможно. Тут важно, какие решения примет
руководство – что поддержит, а что нет. Но школы
сами выбрали тех, кто будет учиться, а мы ни на чем
не настаивали. Поэтому были у нас совершенно
разные слушатели: и завучи, и воспитатели, и
социальные педагоги, и психологи, и замы по науке.
Среди слушателей в основном были женщины очень
разные и по характеру, и по уровню, и по
профессиональной ориентации. В основном молодые.
Мужчин было только двое – это тоже, наверное,
показатель для воспитательной деятельности.
Л.Г. Один из наших слушателей –
преподаватель в ПТУ. Человек, который и сам
окончил это училище, и очень долгое время там
проработал. Очень редко на курсы даже не
повышения квалификации, а переподготовки
приходят подобные люди. За время учебы он
составил анализ опыта воспитательной
деятельности в ПТУ. Изучив работу своего училища
с момента его основания, все его традиции и
ценности, написал хорошую книгу по истории
воспитательной деятельности. А одна
слушательница – завуч негосударственной
православной школы для девочек училась за свои
деньги. Услышав про школу, она приехала в Самару,
чтобы немного выйти за пределы ортодоксальности,
поскольку для нее очень важно именно общение с
девочками, которые учатся в школе.
За первый год преподаватели и слушатели школы
открыли для себя новые оттенки слова «гуманизм».
Привычно воспринимать гуманизм как любовь к
ребенку. А что же за этим следует? Мы их любим, а
значит, имеем право учить, как нужно жить, – такая
вот логика. А в «Школе гуманистического
воспитания» вдруг зашел разговор о том, что
важнее всего понимать и уважать ребенка. Ведь
дети-то не наша собственность. Гуманизм, по
мнению преподавателей школы, должен проявляться
в том, чтобы отказаться от этого
собственнического отношения к детям.
Л.Г. Мое дело как организатора было в
том, чтобы соединить поэзию, связанную со словом
«гуманизм», и педагогическую практику.
Согласитесь, что написать теоретическую работу и
создать структуру, обеспечивающую уважение к
ребенку, – разные вещи. Но это нужно было сделать,
а именно: дать некоторые установки для создания
новой системы, невредной для ребенка. Кстати
сказать, речь тут именно о ребенке! Если
посмотреть Закон «Об образовании», то слово
«дети» там встречается в разделе о социально
незащищенных и детях-сиротах. В остальных
случаях упоминаются только «учащиеся» или
«граждане нашего отечества». А говоря о
гуманизме, мы говорим именно о детях, о
нормальных живых детях! О людях, которые
переживают этот период жизни и достойны уважения
и принятия их как равноправных граждан уже
сейчас. Поэтому система обучения включала в себя
изменение отношения к положению учителей,
взаимоотношений внутри учительского коллектива
и их отношения к детям.
Выпускники «Школы гуманистического воспитания»
– носители уже другого мировоззрения, другой
идеологии. Может быть, они белые вороны, может
быть, пионеры, но во всяком случае они способны
привлекать на свою сторону и собирать команду
единомышленников.
Л.Г. Теперь наши дипломники вернулись в
реальную жизнь. Туда, где очень маленькая
зарплата, где очень просто остаться одиноким,
потому что другие заняты обычной жизнью. Нам бы
очень хотелось, чтобы администрация области их
хоть как-то поддержала. Ведь есть аттестация,
есть престиж профессии, который можно было бы
оценить по достоинству. Мы общались с
администрацией на эту тему, но дальше разговоров
дело не идет. К сожалению, у меня создалось
впечатление, что люди так и останутся белыми
воронами, без всякой поддержки и рассчитывать
смогут только на себя. Правда, несколько человек
показали хорошие исследовательские способности,
и нам бы очень хотелось, чтобы они стали нашими
аспирантами – мы готовы принять у них
кандидатский минимум.
Самарская «Школа гуманистического воспитания»
сейчас выходит на второй круг: впереди еще один
год обучения, еще один набор слушателей.
Л.Г. На сегодняшний день существуют еще
и нормативные нюансы. В России нет программы
переподготовки, которая в дипломе давала бы
соответствующую запись не только о втором
образовании, но даже о новом направлении
деятельности. Официально зафиксировано
направление “менеджмент в образовании”, а вот
“воспитательной деятельности” нет. Мы, конечно,
дадим своим слушателям сертификаты с такой
записью, но ценность его в некоторых регионах
невелика.
Школа пришла к нам со своей болью, со своими
проблемами, со своим ощущением ненужности и
неустойчивости. Мы их поддержали, а как получится
дальше, я не знаю. Очень хочется надеяться, что
нам удастся набрать еще пятьдесят человек на
следующий год.
Мы желаем преподавателям кафедры успехов в
реализации их планов и хотим попросить подробнее
рассказать о методике гуманистического
воспитания в ближайших номерах.
Беседовала Ольга ХОТИМСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|