РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
На северо-юге без перемен
Древний подход к классификации черт
личности – кельтский крест – помогает
определить, какие проблемы стоят перед ребенком,
где наш педагогический просчет, а где
особенности его психики
Психолог школы как бы невзначай
вывесила свои результаты психологического
тестирования выпускного класса – кто у нас
сангвиник, а кто флегматик – со всеми выкладками.
И впервые за годы знакомства с ними мне стало
ясно, что легкая сомнамбуличность гениальной
Наташи – это ее родное, глубоко меланхолическое,
что импульсивность Лехи – его родная, но не
сангвиническая, а холерическая, что лучезарная
улыбка Пети – это тот максимум веселости,
который возможен на границе флегматика и
меланхолика. И не надо пытаться развеселить. Все
в порядке. Только каждый в своем порядке. У
Винни-Пуха одна норма, у ослика Иа-Иа – совсем
другая. И не надо их путать. Почему же я не
догадалась, не знала этого раньше?
А вы определили свое чадо? Вы знаете его
параметры психики? Не поленитесь, сделайте
простые тесты – вам откроется столько
интересного и полезного. Во всяком случае, вам
будет немного легче на разных резких поворотах
совместной жизни.
Есть древний подход к классификации черт
личности – кельтский крест. Помните про Штирлица
– «характер нордический»? Это оттуда.
Есть четыре основных типа личности:
люди Севера – нордические – это лидеры,
они способны вести за собой человеческие массы,
увлечь или заставить подчиниться;
люди Востока – они генерируют идеи и
кидают их в массы; им все равно, что будет с этими
идеями;
люди Запада – эти могут осмыслить
произошедшее, сделать выводы; узнать их просто:
получив задание, они прежде всего берут бумажку и
карандашик, уединяются в уголке – думают;
люди Юга – они согревают и объединяют
всех.
Соответственно есть люди Юго-Запада и люди
Северо-Востока. Это не география – здесь
встречаются Юго-Север и Западо-Восток. Легко!
Мало того, в каждом человеке есть и Юг, и Север, и
Запад, и Восток, во всяком случае, в каждом
действительно взрослом человеке они должны быть.
В каждом человеке эта «роза ветров» представлена
качественно (есть – нет) и количественно (от нуля
до бесконечности). Есть люди маленькие – все
четыре качества на нулях, а есть орлы – все
четыре в избытке. Настоящих орлов мало. Остальные
граждане располагаются где-то между ними.
Цельный человек – он широк во все стороны, на все
руки сразу: он может повести за собой, может
родить свежую идею, осмыслить ошибки и сохранить
контакт с окружающими.
Если в человеке выражены одно-два качества, но
мощных, он ищет себе партнеров с
комплиментарными качествами и обретает
равновесие уже на другом уровне. Так образуются
гармоничные семьи и коллективы.
Ведь хороший поход может получиться только если
есть лидер, способный выбрать правильный маршрут
и повести за собой, есть генераторы идей, есть
летописцы и завхоз, есть теплые граждане, которые
станут «душой компании» и не дадут остальным
поссориться и разбежаться в разные стороны. Не
надо разбираться, кто важней и нужней, – они все
части одного целого, им нельзя друг без друга.
Аналогично устроены продуктивные научные,
художественные и производственные коллективы.
Те же должности взваливают на себя члены семьи.
Такая уравновешенная компания способна горы
своротить и прожить долго и с удовольствием.
У малышей все эти качества в зачаточном
состоянии, хотя и трехлетний подчас проявляет
вполне выраженные нордические задатки. Но,
взрослея, каждый обязан вырастить в себе все
четыре качества – полный кельтский крест – и для
общества (универсал везде пригодится), и для себя
(так он будет чувствовать себя в этом мире
гораздо более устойчивым).
Все это я услышала на занятиях театра-студии.
Свежесобранный из восьмиклассников коллектив
проходил обязательный для нового класса
психологический тренинг. В три тяжелых и безумно
интересных дня стало ясно «Кто есть whо?», какие
проблемы стоят перед каждым ребенком, где
педагогический просчет, где более загадочный
изгиб личности. Я, как мамка, могла видеть и
слышать все происходящее, но не имела права
вмешиваться, подавать голос и привлекать к себе
внимание.
Задание «кельтский крест» на словах выглядело
просто: есть четыре направления (четыре бумажки
развешены по комнате), каждый должен сам
определить, какое направление в нем преобладает,
пойти в уголок, где висит соответствующая
бумажка, объединиться с собравшимися там и
сообща составить список преимуществ своего
направления.
Со стороны все происходящее потом выглядело
фантастикой. Все участники, пока еще не знакомые
друг с другом, задумались на мгновение.
На «Север» сразу, не сговариваясь, пошли двое:
мальчик и девочка – высокие, тонкие, прямые, с
ясными четкими лицами, оба светловолосые,
голубоглазые, оба в красных спортивных штанах и
белых футболках. Такие фигуры образцовых
студентов (гипсовые, конечно) украшают
университет на Воробьевых горах.
На «Восток» тоже пошли двое, мальчики с очень
непростыми лицами.
На «Запад» пошел один – рыжий преподаватель
ботаники. И сразу попросил карандаш и бумажку (об
этой отличительной черте западников психологи
сказали потом).
На «Юг» ушли все остальные, вместе с классным
руководителем. Они сели в тесный круг. Как будто
там был лес и костер. Так и прожили они, кстати,
всю школьную жизнь тесным теплым коллективом с
постоянными костровыми посиделками.
Мой сын послонялся немного и пошел третьим на
«Север». Я даже вскрикнула: «Куда ты?!», поскольку
совсем этого не ожидала. Он не был нордической
внешности, на нем не было красных штанов. Он даже
не оглянулся. А мне психологи убедительно
показали кулак. (Нордическая внешность и красные
штаны проявились после, а тогда и там мне сказали,
что он прав, а я не знаю собственного сына.)
И только один невысокий симпатичный мальчик с
подвижным детским лицом задумчиво остался
посреди комнаты. Он пошел было на «Восток», но
вернулся. Он посидел в кругу «Юга» и ушел. Он
постоял рядом с «Севером», но не встал к ним. Вся
его поза выражала растерянность и мучительное
сомнение. Он кусал губы и грыз ногти. Эту картину
надо было писать маслом: «Кто я?» Когда все стали
смотреть на него одного, то он стушевался
окончательно и быстро сел в круг.
Тяжела работа самоопределения. В будничной жизни
как-то не до этих изысков, все в суете крутимся. А
если остановиться и посмотреть на все
внимательнее?
Проанализируйте собственного ребенка,
определите черты его личности, поймите, чего ему
недостает, в чем ему надо помочь. Да и себя
проверить не мешает – что-то станет яснее и
понятнее. Психология уже немало дала
человечеству – можно же и себе взять из ее
богатств кое-что на заметку, не все впотьмах
спотыкаться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|