КНИГА ИМЕН
Дорога из Тюбингена
История дружбы и вражды трех
студентов, которым суждено было прославить
Германию
Трое из общаги
Когда в одной комнатке того, что российские
студенты с нежной фамильярностью зовут общагой,
поселяют вместе юных Гегеля, Шеллинга и
Гёльдерлина, возникает вопрос с мистическим
уклоном: случайно ли сие?
Три грядущих светила философии, поэзии, эстетики
и т.д. – словом, немецкое «их всё», –
сосредоточенные судьбой в одном возрасте в одно
время в одном месте, причем локализованном до
четырех стен…
Впрочем, ничего случайного не бывает.
Вместе
учились в Тюбингенском университете. Ели одну
кашу (скорее всего горох с салом), отсюда –
однокоштники-однокашники (можно было — добрая
бурсацкая шутка – вывалить остатки варева
соседу на голову). Георг Гегель и Фриц Гёльдерлин
поступили в Тюбинген раньше Шеллинга на два года.
15-летний вундеркинд Фриц-младший, принятый в
университет в столь нежном возрасте только по
протекции друзей отца-пастора, все же вписался в
компанию – «деды» признали малолетку как
равного. И для того были основания. Со временем
Шеллинг оказался немножко равнее. Не по Оруэллу,
разумеется.
Равнее всех (почти по Оруэллу) для современного
уха – Гегель. Диалектику-то мы, в отличие от
Маяковского, учили именно по нему, но, помнится,
так учили, что философу не приснилось бы и в
страшном сне. Меж тем культ гегельянства
развивался у русских интеллектуалов XIX в.
(богатыри – не мы) почти одновременно с культом
Шеллинга, сейчас уже порядком подзабытого. И уж
только реликтовые литературные гурманы знают
Гёльдерлина, а тем более – его творчество.
Справедливости ради стоит сказать, что и в
Германии великим этого поэта стали числить
спустя полвека после его кончины.
Но в Тюбингене они были молоды, полны высоких
помыслов, грезили наяву. Эпоха – располагала.
Неопознанное дерево свободы
Начало многих знаменитых дружб — особенно с
детства, особенно на всю жизнь – почему-то чаще
приходится на эпохи невеселые.
Лицеистам еще повезло. Зато Герцен–Огарев, зато
обэриуты…
Но – времена не выбирают.
1790 год. Уже написан «Вертер», в Германии –
литературно-философская «буря и натиск». Во
Франции – известно что.
По красивой легенде, в знак вечной дружбы и
памяти об идеалах Французской революции три
друга (по другой версии – только Гегель и
Шеллинг) посадили на рыночной площади Тюбингена
древо свободы (по другим источникам – несколько
аналогичных древес и на лугу за городом — почти
на поле философских чудес).
Скептически относившийся к этому и подобным
мифам о юношеских годах отца сын Шеллинга
отрицал факт вольнолюбивого озеленения
муниципальных земель.
Как бы ни обстояло с древом свободы на самом деле,
дружбы до гробовой доски не вышло – пути буршей
разошлись. Драматически, хотя и не сразу.
Поначалу всех троих объединил еще и отказ от
лютеранско-проповеднического пути, уготованного
предками и богословским факультетом, где они
учились и где вышла первая работа Шеллинга. О
древе познания как философеме.
Бурса
От Тюбингена не очень далеко до Франции. Один
выпускник университета, эмигрировавший из
Германии к фригийским колпакам, написал об
альма-матер гневно-разоблачительные (в эмиграции
с этим просто) заметки.
Да и без разоблачений не приходится
идеализировать Тюбинген. Городок находился в
герцогстве Вюртембергском, где уже 50 лет правил
печальной памяти (развратник и растратчик) Карл
Евгений.
Великие трое стали тем, кем стали, скорее вопреки
университету. А особенно его теологическому
факультету – «полумонастырской казарме со
средневековыми порядками» и с бездарными
профессорами. В письмах из Тюбингена ипохондрик
Гёльдерлин часто именовал свое жилище мрачной
кельей.
Конечно, бурши добросовестно безобразничали –
как во все студенческие времена: шнапс, ночные
вылазки к прелестницам-гретхен и т.п. Но только
самому изощренно-буйному воображению под силу
представить, как подвыпивший Гегель лезет через
университетскую ограду к вдовушке на окраине…
Но были проказы и поопаснее. Однажды по рукам
студиозусов пошла переведенная кем-то на
немецкий «Марсельеза». Дошла, понятно, до
начальства. Разбираться приехал сам герцог.
Учинили допрос, под особым подозрением был
полиглот
Шеллинг. На вопрос о «песне марсельских
бандитов» второкурсник ничего не сказал и лишь
«не спускал с герцога огромных сияющих голубых
глаз, – не без пафоса пишет сын Шеллинга. – Это
бесстрашие так понравилось герцогу, что он
отказался от дальнейшего розыска». Сын за отца…
Повезло Шеллингу и в другой раз, когда на стол
герцогу лег донос посерьезней. На Фрица и его
товарища (Гегеля с Гёльдерлином миновала чаша
сия) настучали как на создателей политического
клуба для введения в отдельно взятом Вюртемберге
равенства и братства, частичного упразднения
налогов (!) и установления другой формы правления.
Это – не вирши марсельских бандитов, и светил тут
не карцер за курение в кельях. Шеллинг до смерти
перепугался, но сумел оправдаться (всегда был
красноречив). Товарищу пришлось бежать.
Везунчик
Шеллингу вообще везло. Почти во всем: в таланте, в
учебе, в любви, в карьере. Но в карьере – недолго.
Такие, рано вспыхнув, могут быстро угаснуть и
разгореться лишь потом – от другого огонька. В
старости характер Фридриха Вильгельма
испортился и он стал предъявлять сварливые
обвинения в плагиате своим бывшим друзьям и
коллегам – как живым, так и мертвым.
Особенно досталось от него однокоштнику Гегелю,
который, «проснувшись» позже и действительно
много позаимствовав у рано стартовавшего
Шеллинга, тем не менее оставил младшенького
позади. По крайней мере в славе.
Биографы до сих пор спорят, кто из тюбингенской
троицы на кого повлиял и в какой мере. Но в
университете блистал, безусловно, Шеллинг. Если
Гегелю с Гёльдерлином в графе «способности»
ставили просто «пять» («bonum»), то Шеллингу –
неизменное «пять с отличием» («felix»).
Студенты должны были защитить в публичном
диспуте диссертацию по философии. Гегель и
Гёльдерлин защищали диссертацию преподавателя,
Шеллинг написал собственную, причем за несколько
дней до защиты (как водится у вундеркиндов и
двоечников). Защитился, естественно, великолепно,
а диссертация была опубликована отдельной
брошюрой и получила одобрительную прессу. Та
самая, о древе познания.
Выскочек обычно не жалуют, но
у Шеллинга все было отлично на всех фронтах. С
одной стороны – усидчивый и прилежный, мучающий
серых профессоров эрудицией, с другой – как
уважающий студенческие понятия, прогулял в одном
семестре 52 лекции. Простили и это: «Мы уверены,
что часы пропущенных самовольно лекций пошли для
пользы дела».
С брошюры началась волна его публикаций, и в 1794 г.
он, еще студент, получил письмо от Гегеля,
случайно наткнувшегося на статью однокашника.
Сам-то Гегель окончил университет за год до этого
с примечательной характеристикой: «С хорошими
способностями, но не отличается ни прилежанием,
ни эрудицией, косноязычен и может быть назван
идиотом в философии».
Зануда
Однажды маленькому Гегелю дал в лоб уличный
забияка. Нормальный ребенок дал бы в ответ.
Едва ли стоит объяснять, что Гегель не мог быть
нормальным ребенком.
– Можете объяснить, зачем вы это сделали? –
спросил будущий автор «Логики» у обидчика.
Тот, не учуяв диалектическую мощь мальца,
неосмотрительно ввязался в диспут:
– А вам-то что? Захотелось!
– Вас это успокоило? – не отставал пытливый
Георг Вильгельм Фридрих, но озорник уже заскучал
и ретировался.
История не сохранила свидетельств, но, сдается, и
в Тюбингене мало кто удосужился бы засветить
юному Гегелю в глаз.
Гегеля вообще невозможно представить молодым.
Как Гёльдерлина, дожившего до 73 – если его
последние 36 лет можно назвать жизнью, – старым.
Но ведь были пылкие споры в тюбингенской
комнатушке о философии и политике. Были, поди,
прелестницы и шнапс. Опять же – древо свободы,
кущи…
Темпераменты предопределили судьбы. Событийная,
плотная, с головокружительными поворотами, с
эпохой молчания жизнь Шеллинга. Яркая вспышка
рассвета и кошмарно-затяжной закат Гёльдерлина.
От медленного, терпеливого, без взлетов и почти
без падений (в 1806-м бедствовал, но помог тайный
советник Гете) восхождения к посмертной
всемирной славе Гегеля, классического бюргера,
умеренного и аккуратного, веет чем-то
тягостно-неживым.
Один из немногих «буршеских» просветов в
личности и судьбе Гегеля связан именно с
однокашником – он дольше других не оставлял
Гёльдерлина. Пока это имело смысл.
Рубеж
Встреча юнцов пришлась на расцвет
«разбойничьих» идеалов Шиллера, страданий
Вертера и прочих древ свободы. Расставание с
юностью – уже на другую эпоху.
Гегель и Гёльдерлин покинули Тюбинген, когда на
Францию двинулась Вандея, а в Германию пришла
война. Внешние обстоятельства мало что значили
для взыскующих Духа, но практическое и
практически востребованное богословие всеми
тремя было отринуто. Всем довелось побывать
гувернерами – с давних пор традиционный путь
гуманитария, не сыскавшего или вовсе не
искавшего госпоста.
Для «идиота в философии» Гегеля репетиторство
стало затяжным семилетним подъемом перед долгим
восхождением к высотам познания Мировой Души.
Шеллинг не без отвращения, но куда как резвее
перепрыгнул эту тягостную ступеньку – на пути к
философии – и опередил неповоротливого Гегеля
на сто шагов. Их переписка, начавшаяся в 1794-м,
привела в начале XIX в. к совместному изданию
философского журнала, где постепенно выявлялись
некоторые противоречия двух экс-буршей во
взглядах на бытие и т. д. Противоречия привели
сначала к расхождению, потом – к недоброй
полемике, потом – к скандалу и разрыву. Свиделись
– на закате, затаив обиды.
Гёльдерлина, шедшего тем временем своим путем,
блаженная стезя гувернерства неуклонно вела к
катастрофе.
Поэт
Историки до сих пор задаются вопросом, почему
великие – по крайней мере с величием
отрапортовавшие миру об Идеальном Духе и пр. –
Гегель и Шеллинг бросили на произвол судьбы
однокашника? Был совсем пропащим безумцем? Или
просто потому, что стал поэтом, а они – трезвыми
философами?
В 1978 г. вышла книга Пьера Берто о Гёльдерлине.
Исследователь попытался смыть с величайшего
гения Европы (коим оная, закатно-символическая,
признала Гёльдерлина в начале XX в.) клеймо
безумного гения и попросту психа. Согласно Берто
Гёльдерлин в течение последних сорока лет своей
жизни симулировал душевную болезнь (шизофрению,
как и будет сказано).
Честь и хвала Берто, но его быстро оспорили
практикующие литературоведы-психиатры. Ведь до
этого патографией Гёльдерлина занимались
авторитеты – как по бытию, так и по психике:
Хайдеггер, Ясперс и пр. Начал, кстати, тот еще
пациент – Ницше.
История болезни такова. Вырвавшийся из кельи
Тюбингена, он отказался от верного пути пастора и
не менее верной роли чиновника. Отказался –
правильно. Делать ТАМ ему было нечего.
В письме к Гегелю он оставил лучшее, наверное,
свидетельство их различия – житейского мудреца
и ганса-чурбана-поэта: «Ты найдешь окружающий
тебя мир приемлемым… Ты знаешь, что тебе делать,
а я – нет. Ты любишь жить в шуме, а мне нужна
тишина».
Тишина нужна была для «Гипериона».
Еще в келье он начал книгу, тайна которой не
раскрыта по сей день. Как в детской многословной
загадке – оно большое и в прозе, но это не роман.
Там сплошь философия и поэзия, но это не трактат и
не стихи. Кто это прочитал, все сказали про это
разное, и никто не понял про что. И никто не знает
о ком.
Кроме лишь Диотимы. Про нее – известно точно.
В 1795 г. Гёльдерлин поступил на службу к весьма
деловому г-ну Гонтару – воспитывать четырех его
детей от г-жи Гонтар. Уроки «Новой Элоизы»,
читанной в потемках тюбингенской каморки, не
пошли Фридриху впрок. Ровесники – домашний
учитель и мать его воспитанников – Сюзетта –
влюбились. Г-н Гонтар был занят бизнесом.
Донесли хозяину дома лишь спустя три года.
Идиллия рухнула, Гёльдерлина изгнали. Сюзетта
Диотима выбрала не поэта, а детей и
соответственно мужа-бюргера. Это была не
мещанская драма и не фарс с застигнутыми
любовниками, а истинный, хотя и трагический,
выбор любящей, но мудрой женщины – между долгом и
чувством. Даже не классицизм – античность.
Гиперион – имя бога Солнца.
Письма Сюзетты к Фридриху – она писала ему еще
три долгих года — были опубликованы лишь в XX в.:
их продали издателям правнучатые племянники.
Как патологоанатомы должны быть спокойны в своем
ремесле, так и филологи обязаны читать чужие
письма.
Попробуйте. Они переведены на русский.
В 1802 г. г-н Гёльдерлин, учительствовавший во
Франции (в Бордо отправили родные – от греха
подальше), узнал о смерти г-жи Гонтар: заразилась
корью от детей.
Из Бордо он пришел в Германию пешком. Пришедшего
– в лохмотьях — не узнали даже родные. С 1802-го по
1807-й душевная болезнь прогрессировала. У
Гёльдерлина и без Гегеля с Шеллингом хватало
друзей в Тюбингене – все исчезли, когда пришла
беда. Имена остальных знают только комментаторы.
Спасибо П. Берто за уподобление тюбингенца
принцу датскому, но в 1807 г. рассудок поэта угас
окончательно. От него отказались даже родные.
Может, прав Берто и Гёльдерлин просто «откосил»
от жизни? От пустой, бюргерской, без Сюзетты
Диотимы? От непризнания друзей, романтиков и
олимпийцев? Ведь Шиллер и Гете сообща, не без
брезгливости, сочли Гёльдерлина за бедного
родственника, когда он испрашивал их
благословения.
Последним пристанищем для
Буонарротти-Скарданелли, как звал себя теперь
Фриц, на 36 лет стал чердак в доме столяра.
Везунчик-2: ответный удар
55-летний Шеллинг лечился в Карлсбаде на водах.
Поздним летом, сидя в ванне, он услышал
«неприятный полузнакомый голос». «Это был Гегель
из Берлина, – пишет Шеллинг жене. – После обеда
он пришел ко мне во второй раз… необычайно
дружески расположенный, как будто между нами
ничего не произошло. Так как мы не касались
научных вопросов, чего я постараюсь не допустить,
и так как он очень ловкий человек, то я провел
несколько часов за интересной беседой».
«Вчера вечером я встретился с одним старым
знакомым, с Шеллингом, — по-своему
интерпретирует последнее свидание с
однокашником Гегель. Тоже в письме к жене. – Он
бодр и здоров, ванны принимает только для
профилактики. Мы оба обрадовались встрече и
сошлись как старые сердечные друзья».
Через два года Гегель умрет. Еще через 10 лет
Шеллинга пригласят занять его кафедру в
Берлинском университете. Аудитория на первой
лекции забита. И кем: А. Гумбольдт, В. Одоевский, из
тех, кто все еще на слуху, – молодые Бакунин и
Энгельс. Шеллинг во вступительной речи вспомнил
Канта (а бранил на тюбингенской заре) и не сказал
ни слова о Гегеле.
Лекции сильно разочаруют заинтересованного
поначалу слушателя – основателя
экзистенциализма Серена Киркегора: «Шеллинг
невыносимо пустословит».
Эпилог
В Тюбинген вернулся один Гёльдерлин. Там его
похоронили. За гробом шли несколько
преподавателей. Начальства не было. Еще – сто
студентов. Для пафоса? Какой пафос, если
«Гипериона» толком прочтут лишь спустя 50 лет?
Для современной филологии безумец Гёльдерлин –
в первом ряду немецких классиков. «Гиперион» –
штука, признанная посильнее если не «Фауста», то
уж точно «Вертера» и совсем уж наивного Шиллера,
почти что вычеркнутого из списка для чтения
8-классников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|