Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Рост количества свободных инновационных школ в мире – процесс достаточно сложный и болезненный. Это постоянная борьба с государством, которое, с одной стороны, хочет быть уверенным, что все граждане обладают необходимым минимумом знаний, чтобы найти свое место в экономической и социальной структуре страны, и поэтому готово строго следить за качеством образовательного процесса. Оно вкладывает деньги налогоплательщиков (священное понятие на Западе) в школы и считает себя вправе предъявлять определенные требования, защищая граждан от обмана и подлога, от безответственных и непрофессиональных экспериментов. С другой стороны, государство, так же как и обывательское массовое сознание, консервативно. Любое новшество, индивидуальное проявление воспринимается как вздорное, некомпетентное – опасное. Нужно запретить или держать под пристальным надзором.
На примере истории развития домашнего образования в мире мы хотим показать, как постепенно, шаг за шагом, альтернативная система отвоевывает себе место в обществе, убеждая в своей надежности и безопасности, проявляя силу и сплоченность, не отступая перед махиной бюрократии и предрассудков.

Немного статистики

  • В 2001 году в числе десяти победителей американской национальной олимпиады по географии оказались четыре ребенка, обучающихся в домашних условиях.

  • В 1998 году было проведено исследование Мэрилендским университетом. Тесты по базовым предметам предложили 20 тысячам детей школьного возраста. Результаты школьников государственных школ были на 30% ниже результатов, продемонстрированных домашними детьми.

  • В некоторых штатах достаточно проинформировать местные органы образования о желании родителей учить ребенка дома. В других штатах родители, желающие учить детей дома, обязаны сдать особые тесты, которые позволят проверить уровень их педагогической квалификации.

  • Уровень благосостояния родителей не оказывает влияния на их выбор системы домашнего образования. Более того, в 28% случаев, когда ребенок получает домашнее образование, в семье работают и отец, и мать.

  • Домашние дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем их сверстники, получающие традиционное образование.

  • Ряд исследований показывает, что выпускники домашних школ становятся лучшими работниками и реже нарушают закон. По мнению психолога Ларри Шаерса, причина в том, что домашние дети имеют перед глазами лучшие образцы поведения, чем их сверстники в школах.

  • В отличие от многих стран мира федеральные власти США не влияют на большинство решений, связанных с системой образования. Программы школ регулируются на уровне штатов или на более низком уровне.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru