Михаил КОРДОНСКИЙ:
«Я им не врал никогда...»
По данным МВД, в России
насчитывается 15 тысяч скинхедов. Их группировки
«являются серьезным фактором, дестабилизирующим
социально-политическую ситуацию в стране».
«Как правило, агитация действует на 13–17-летних
подростков, – сказал на недавней встрече с
журналистами представитель Управления по борьбе
с организованной преступностью МВД В.Комаров. –
Поэтому МВД сконцентрирует усилия на
оперативно-профилактической деятельности».
Похоже, мы уже привыкли к подобным заявлениям.
Хотя всем понятно, что методы работы
государственной воспитательной машины
казенными называются не зря. А результаты этой
деятельности чаще всего нулевые, если не считать
отчетности.
При этом известен опыт иных, более эффективных,
способов работы с такими детьми. Единичный,
трудно дающийся. Но, похоже, в его изучении и
обобщении никто не заинтересован...
…В Одессе с 2000 по 2002 год работала
социально-педагогическая программа “Площадка”.
В помещении «клуба по месту жительства», в
обычном подвале, было создано место общения
неформалов различного толка, в том числе и
скинхедов. По сути, это был педагогический
эксперимент по работе с участниками
экстремистских молодежных группировок.
Сегодня мы беседуем с руководителем «Площадки»
Михаилом Борисовичем Кордонским.
– Часто говорят, что скинхеды
понимают только силовые аргументы. Правда ли, что
к скинхедам неприменимы другие подходы:
педагогический, психологический? Может быть,
здесь нужны какие-то особые умения, смелость,
открытость?
– Наверное, ваш вопрос стоит понимать не как
методический, а как этический. Главное с детьми,
особенно с этими, – искренность. Я еврей, но это
ничуть не мешало им со мной общаться. Я им не врал
никогда. А это, по факту жизни, для них важнее
“пятого пункта”.
– И все-таки. Вам заявляют: евреи продали
Россию, все выходцы с Кавказа – преступники, их
нужно депортировать. Что, по сути, тут возразишь?
– Так примитивно говорят только “бойцы”. Фюреры
гораздо умнее, и с ними можно разговаривать на
другом уровне. Если в какой-то группе не видно
умного фюрера, то или эта группа нестабильна и,
следовательно, недееспособна, или фюрер вне ее
или внутри, но прикидывается бойцом, не доверяет.
Когда наблюдаешь их повседневную жизнь в течение
нескольких месяцев, это увидит любой опытный
педагог.
– Что противопоставить этим жестким
структурам сознания, как с ними работать,
взаимодействовать?
– Жестким структурам сознания ничего жестко
противопоставлять не надо. С ними живешь по
принципу “капля камень точит”. Мягкая капля –
жесткий камень. Жестким структурам поведения
нужно противопоставлять силу
правоохранительных органов.
– Каким образом строилась работа вашей
“Площадки”?
– Воспитательный клуб – тоже очень жесткая
структура. Он создается как среда обитания, до
того, как в него придет первый посетитель. В
случае с “Площадкой” информация
распространялась по местам тусовок, осенью.
Холодает, а вот помещение, где можно тусоваться в
тепле. Человек первым делом узнает, чего здесь
нельзя. Есть условные “нельзя”: шуметь и
толпиться на улице у входа. Условие нарушения:
пойди и договорись с соседями, чтобы не писали
жалобы, или с участковым, чтобы эти жалобы
игнорировал. Сделаешь это – шуми.
Есть безусловные “нельзя”: наркотики, насилие,
угроза насилием, мат. Без “почему”. Потому что я,
зав. клубом, так хочу. А у меня в руках ключи от
бронированной двери, которую я, если не захочу –
в следующий раз не открою. Наркотики – это табу.
Никакое человеческое сообщество не существует
без иррациональных табу, это – синкретическая
прарелигия, превращающая стаю в социум.
Так что, все остальное можно? Этот вопрос не
произносится, он исполняется. У ролевиков
появляются мечи, и начинается фехтование с
битьем лампочек. Граффитчики рисуют на стенах
внутри и около. Хакеры навешивают прикольные
вирусы на компьютер и пьют пиво. А скины у нас
тоже есть. Появляются свастики, записи рок-групп
и приветствия “Слава России”. Получается, что
это можно. На искусственной территории создается
искуственный социум, и начинается длительная
дискретная ролевая игра, которая и называется
“воспитательный клуб”. Я играю роль правового
государства: разрешено все, что не запрещено.
Только уголовный кодекс игровой – в три строчки.
Пока табу не нарушаются, я сижу в углу и читаю
книжку. Как только замечаю угрожающие интонации
или расширенные зрачки, резко исполняю свои
обязанности блюстителя. Они играют граждан,
проверяющих это “государство” на прочность и на
честность в исполнении собственных законов. Если
эта модель установлена, то можно сказать, диалог
уже начат.
– Вы могли нарисовать «проверенный на
практике» портрет скинхеда; проследить, как
становятся скинхедами, где корни такого
жизненного выбора?
– Портрет: сильный, здоровый, энергичный
подросток или молодой человек из благополучной,
но небогатой семьи. Учится или работает,
занимается спортом, не употребляет наркотиков,
выпивает умеренно. Посвящает часть досуга
участию в бескорыстной общественной
деятельности: публичных силовых акциях против
некоторых национальных меньшинств, которые,
согласно убеждениям скинхедов, наносят ущерб
интересам нации и государства.
А насчет того, почему становятся скинхедами…
Во-первых, не все ладно в датском королевстве.
Межнациональные проблемы существуют,
межнациональные конфликты существуют. И не
только в Чечне, Израиле и Латвии. Например,
недавно в Одесской области был цыганский погром,
но скинов там и близко не было. Его учинили
местные жители.
Во-вторых: как правило, в скинхеды идут дети из
небогатых семей, у которых нет стартового
капитала, которые не могут получить хорошее
образование. Но что еще важнее – это дети со
склонностью к риску, удали и славе. Их нишей могли
бы стать экстремальные виды спорта: альпинизм,
парашютный спорт и даже, извините за выражение,
горные лыжи. Но именно эти виды спорта не каждой
семье по карману.
Когда они подрастут, из них могут получиться
хорошие солдаты. Не срочной службы, конечно, –
какая там доблесть, а контрактники. Один из
известных мне скинов отслужил срочную и пошел в
военкомат наниматься. Ему сказали: родной брат у
тебя в тюрьме, твоя биография подпорчена. Вот и
стало одним скином больше.
И наконец, существует положительная обратная
связь, создаваемая массовой пропагандой. Очень
красноречивый факт: большинство известных мне
скинхедов узнали о существовании скинхедов... из
СМИ. Я не призываю к цензуре. Я призываю к правде.
Если бы соотношение количества информации о
криминальных молодежных сообществах
соответствовало пропорциям жизни, то скины
занимали бы свое 47-е или 64-е место после торговцев
наркотиками, проституток, воров...
– Как, по вашему мнению, могла бы строиться
государственная молодежная политика в отношении
скинхедов, прочих группировок
националистического толка?
– Если обсуждать организационную, а не силовую
составляющую, то это развитие экстремальных
видов спорта, как общее, так и “точечное”,
например дотации конкретным тренерам, педагогам,
которые смогут убедительно доказать, что у них в
секции занимаются именно скины. Причем понятие
“спорт” в данном контексте нужно понимать
педагогически.
Недавно у меня дома в гостях были один ролевик,
один панк и один скинхед. Все трое – самые что ни
на есть носители идеологии. Они подружились на
“Площадке” и решили создать свой клуб
исторического фехтования и ролевых игр.
Собственно, уже создали, тренируются в парке,
несмотря на холодную по нашим южным меркам зиму.
Ищут на три раза в неделю по 3 часа спортзал и на
один раз – место, где собраться и попить чаю.
Пришли советоваться. Я спрашиваю у скина:
– А там в помещении... двери закрывать изнутри
надо? Ваши там свастики и жесты будет видно,
“Коловрат” будет слышно? Это же разные
помещения нужны.
– Да нет, – отвечает, – мне это надоело. Мы вот на
турнир поехать хотим.
Вот и одним скином меньше. Только не смогу я им
найти ни спортзала, ни комнаты для чаепития, ни
снаряжения, ни денег на поездку…
– Возможно, я ошибаюсь, но… Мне кажется, есть
разница между теми скинхедами, с которыми вам
довелось работать, и, скажем, членами московских
группировок “наци”. Последние просто не пошли
бы на встречу с вами – слишком сильны
идеологические установки.
– Даже если так. Кто профессиональнее: фюреры
скинов или мы? Чьи идеи сильнее – их или наши? На
войне побеждают лучшие солдаты и генералы, в
идеологической борьбе побеждают жизнеспособные
идеи и лучшие профессионалы. И ресурсы, конечно.
Лозунг Суворова “побеждать умением” имеет
границы применимости.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|