Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ 
 

Владилена ЕЛИСЕЕВА,
Екатерина ОСЬКИНА

А то козленочком станешь!

Так незатейливо мы обычно рассказываем подросткам о вреде пьянства. А в Канаде разработали тренинг “Шкала алкогольного риска”

Канадская благотворительная организация “Street Kids International” (СКИ), оказывающая помощь уличным детям по всему миру, провела недавно для российских педагогов и социальных работников тренинг “Риски и принятие решений”. Тренинг был посвящен наведению мостов между педагогами и подростками и стимулированию дискуссий с ребятами о самых драматичных и опасных проблемах их жизни. Руководил тренингом автор проекта Дэвид Джеймс-Уилсон. А для того чтобы научить самих ребят оценивать степень опасности или безопасности принимаемых решений, канадские коллеги разработали тренинг для подростков “Шкала алкогольного риска”.

Несмотря на усилия родителей и педагогов, подростки пьют. Канадские коллеги считают полезным и целесообразным обсуждать с ними алкогольную тему не только в плане «не пей!».
Группе подростков на интерактивном занятии предлагается оценить опасность «алкогольного поведения», рассказать, вспомнить, даже нафантазировать (если кто-то не желает признаваться, что знает “алкогольное поведение” в реальности), какие формы употребления спиртного существуют.
Поначалу подростки зажаты, но скоро раскрепощаются, идут навстречу доброжелательному и заинтересованному поведению ведущего. Ребята предлагают варианты: “Шампанское с родителями на Новый год...”, “Выпить пива после уроков с приятелем...”, “Зайти в бар на дискотеке...”, “Хватить водки с горя”, “Отметить вином окончание экзаменов”, “Дома, когда никого нет, когда настроение паршивое, налить что найдется у родителей”, “Собраться компанией на природе со всякой выпивкой”, “Хлебнуть в подъезде на подоконнике или в подвале”.
Вариантов много. Ведущий предлагает записать их все на листочках, а потом разложить листочки один над другим в соответствии с тем, что ребята думают о степени опасности такого поведения.
Понятно, что у себя дома выпивать безопаснее, чем на улице. На улице безопаснее выпивать с приятелями, чем с незнакомыми. Безопаснее со сверстниками, чем со взрослыми. Безопаснее пить пиво, чем водку. Безопаснее пить хорошую водку, чем суррогаты. Безопаснее пить раз в год, чем раз в неделю. И так далее.
Подростки располагают листочки по шкале от единицы – “сравнительно безопасно” (например, выпить с родителями за праздничным столом) – до десятки – “смертельно опасно! непосредственная угроза для жизни!” (например, идти в подвал с незнакомыми).
Смысл занятия двоякий. Он заключается в том, что, во-первых, подросток, не употребляющий спиртного, получает достоверную информацию о степени алкогольного риска, причем достоверность засвидетельствована авторитетной для него группой – сверстниками. Во-вторых, подросток, уже приобщившийся к выпивке, видит перед собой реальную лестницу, по которой можно по шажку вернуться назад, к более безопасному поведению. Перед ним появляется достижимая цель: не стану больше пить в одиночку, лучше под приятный разговор с друзьями, не стану пить паленую водку, лучше накоплю на качественный напиток... Маленькое изменение к лучшему – уже благо.
Но можно ли по шажку вернуться назад? Не получается ли так, что мы словно бы поощряем ребят: пей, мол, пиво с приятелями – это вполне безопасно? Не отказывайся от качественного «мартини» на дискотеке – по шкале риска это всего-навсего “двойка”?
Эти опасения показались нам настолько весомыми и обоснованными, что мы обратились с вопросом к Дэвиду Джеймсу-Уилсону. Вот что он ответил: “Есть принципиальная разница между “позволением пить” и определением градаций опасности. Мы ведь не говорим подросткам: “Вы можете пить”. Увы, мы вынуждены принимать это как данность и аккуратно вдалбливать: “Мы знаем, что вы пьете, но ваша ответственность в том, чтобы снизить причиняемый самим себе вред, вы должны понимать риск, на который идете”. Главное наше убеждение: употребляющие алкоголь подростки не преступники, не тупицы, просто дети, для которых это способ выжить. Спрятаться от конфликтов, отгородиться от реальных проблем. Дети не могут с ними справиться самостоятельно, а взрослые им не помогают, вот ребенок и предпочитает алкогольный уход от действительности. Счастливый подросток не тянется к рюмке. Мы должны помочь несчастным детям найти другие варианты выживания и решения.
Об этом очень трудно говорить. Многие родители и учителя об этом даже заикаться не хотят. Заявят строго “нельзя!” и считают свою миссию выполненной. Но, отказываясь обсуждать с подростками эту проблему, мы отдаем ее на откуп недобросовестным людям, которые способны вконец дезориентировать ребенка. А у нас они не только получат правильную информацию, но и убедятся, что нам можно довериться, что с нами можно “об этом” разговаривать. А потом пойти «назад» – от смертельно опасного поведения вернуться к сравнительно безопасному.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru