ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ
Владилена ЕЛИСЕЕВА,
Екатерина ОСЬКИНА
А то козленочком станешь!
Так незатейливо мы обычно
рассказываем подросткам о вреде пьянства. А в
Канаде разработали тренинг “Шкала алкогольного
риска”
Канадская благотворительная
организация “Street Kids International” (СКИ), оказывающая
помощь уличным детям по всему миру, провела
недавно для российских педагогов и социальных
работников тренинг “Риски и принятие решений”.
Тренинг был посвящен наведению мостов между
педагогами и подростками и стимулированию
дискуссий с ребятами о самых драматичных и
опасных проблемах их жизни. Руководил тренингом
автор проекта Дэвид Джеймс-Уилсон. А для того
чтобы научить самих ребят оценивать степень
опасности или безопасности принимаемых решений,
канадские коллеги разработали тренинг для
подростков “Шкала алкогольного риска”.
Несмотря на усилия родителей и педагогов,
подростки пьют. Канадские коллеги считают
полезным и целесообразным обсуждать с ними
алкогольную тему не только в плане «не пей!».
Группе подростков на интерактивном занятии
предлагается оценить опасность «алкогольного
поведения», рассказать, вспомнить, даже
нафантазировать (если кто-то не желает
признаваться, что знает “алкогольное
поведение” в реальности), какие формы
употребления спиртного существуют.
Поначалу подростки зажаты, но скоро
раскрепощаются, идут навстречу
доброжелательному и заинтересованному
поведению ведущего. Ребята предлагают варианты:
“Шампанское с родителями на Новый год...”,
“Выпить пива после уроков с приятелем...”,
“Зайти в бар на дискотеке...”, “Хватить водки с
горя”, “Отметить вином окончание экзаменов”,
“Дома, когда никого нет, когда настроение
паршивое, налить что найдется у родителей”,
“Собраться компанией на природе со всякой
выпивкой”, “Хлебнуть в подъезде на подоконнике
или в подвале”.
Вариантов много. Ведущий предлагает записать их
все на листочках, а потом разложить листочки один
над другим в соответствии с тем, что ребята
думают о степени опасности такого поведения.
Понятно, что у себя дома выпивать безопаснее, чем
на улице. На улице безопаснее выпивать с
приятелями, чем с незнакомыми. Безопаснее со
сверстниками, чем со взрослыми. Безопаснее пить
пиво, чем водку. Безопаснее пить хорошую водку,
чем суррогаты. Безопаснее пить раз в год, чем раз
в неделю. И так далее.
Подростки располагают листочки по шкале от
единицы – “сравнительно безопасно” (например,
выпить с родителями за праздничным столом) – до
десятки – “смертельно опасно! непосредственная
угроза для жизни!” (например, идти в подвал с
незнакомыми).
Смысл занятия двоякий. Он заключается в том, что,
во-первых, подросток, не употребляющий спиртного,
получает достоверную информацию о степени
алкогольного риска, причем достоверность
засвидетельствована авторитетной для него
группой – сверстниками. Во-вторых, подросток, уже
приобщившийся к выпивке, видит перед собой
реальную лестницу, по которой можно по шажку
вернуться назад, к более безопасному поведению.
Перед ним появляется достижимая цель: не стану
больше пить в одиночку, лучше под приятный
разговор с друзьями, не стану пить паленую водку,
лучше накоплю на качественный напиток...
Маленькое изменение к лучшему – уже благо.
Но можно ли по шажку вернуться назад? Не
получается ли так, что мы словно бы поощряем
ребят: пей, мол, пиво с приятелями – это вполне
безопасно? Не отказывайся от качественного
«мартини» на дискотеке – по шкале риска это
всего-навсего “двойка”?
Эти опасения показались нам настолько весомыми и
обоснованными, что мы обратились с вопросом к
Дэвиду Джеймсу-Уилсону. Вот что он ответил: “Есть
принципиальная разница между “позволением
пить” и определением градаций опасности. Мы ведь
не говорим подросткам: “Вы можете пить”. Увы, мы
вынуждены принимать это как данность и аккуратно
вдалбливать: “Мы знаем, что вы пьете, но ваша
ответственность в том, чтобы снизить причиняемый
самим себе вред, вы должны понимать риск, на
который идете”. Главное наше убеждение:
употребляющие алкоголь подростки не
преступники, не тупицы, просто дети, для которых
это способ выжить. Спрятаться от конфликтов,
отгородиться от реальных проблем. Дети не могут с
ними справиться самостоятельно, а взрослые им не
помогают, вот ребенок и предпочитает алкогольный
уход от действительности. Счастливый подросток
не тянется к рюмке. Мы должны помочь несчастным
детям найти другие варианты выживания и решения.
Об этом очень трудно говорить. Многие родители и
учителя об этом даже заикаться не хотят. Заявят
строго “нельзя!” и считают свою миссию
выполненной. Но, отказываясь обсуждать с
подростками эту проблему, мы отдаем ее на откуп
недобросовестным людям, которые способны вконец
дезориентировать ребенка. А у нас они не только
получат правильную информацию, но и убедятся, что
нам можно довериться, что с нами можно “об этом”
разговаривать. А потом пойти «назад» – от
смертельно опасного поведения вернуться к
сравнительно безопасному.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|