ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ
...Особенно если делаете его из-под
палки
Противопоставление – я и государство
– привычнее и (такова традиция) приличнее. Но
может быть, есть повод объединиться?
Можно только удивляться, зачем
журналисту Андрею Гамалову вытаптывать первые
робкие ростки милосердия? У нас ведь и без того
волонтерское движение и благотворительность
развиваются очень уж потихоньку. Объясняют это
обычно эгоизмом богатых, с одной стороны, а с
другой – тяжким существованием всех остальных,
которым и так слишком трудно выживать, чтобы
думать еще и о добровольном труде в помощь кому
бы то ни было – беспризорным ли детям или
беспомощным старикам. Доводы существенные, но
далеко не исчерпывающие проблему. Не менее важны
психологические соображения: и волонтер, и
благотворитель имеют серьезные основания
опасаться, что их действия спровоцируют не
просто непонимание, а жестокое осуждение и
озлобленную подозрительность.
На словах мы вроде бы строим гражданское
общество, приветствуем общественную инициативу,
справедливо ругаем неповоротливые и
забюрократизированные государственные
институты – на практике относимся к
общественным инициативам с недоверием и
сомнением.
Подоплека показного недоверия двоякая. Во-первых
и в главных, это типичное и массовое оправдание
собственного бездействия. Действовать должно
государство, и только государство! Если оно
действует плохо, я его поругаю, сидя перед
телевизором на диване: “Сколько у нас
беспризорных, кошмар! Куда государство смотрит?
Где современный Макаренко? Когда государство
заставит его работать?”
Во-вторых, что особенно опасно, в самом
государстве не выкорчеваны тоталитарные корни.
Понятно, почему гражданские инициативы,
независимые общественные организации ему не по
нутру. Но государство – это ведь не какой-то
посторонний дядя с Луны, оно существует и
действует через нас же самих. А значит, мы сами
себе не доверяем и возлагаем призрачные надежды
на кого-то другого, называя его государством.
В советские времена существовало
издевательское, но точное определение, что такое
“общественная работа”. Кто постарше – помнит,
кто помоложе – от родителей слышал:
“Общественная работа – бесплатная работа по
принуждению и с отвращением”. Если студент или
старшеклассник хочет работать с беспризорными
детьми, если ему это важно и нужно, если он с
настоящим интересом и желанием становится
волонтером, он вызывает подозрение: мол, не для
беспризорника старается, а для себя, свои
собственные психологические проблемы решает. А
ведь он их действительно решает. Есть у него
такая душевная потребность – быть нужным и
помогать тем, кому труднее. Помощь самому себе и
помощь беспризорному тут не в конфликте, а в
полном единстве. Мама с папой тоже заводят
ребенка не для ребенка и не для государства, а для
самих себя.
Но до сих пор, как ни странно, принуждение и
отвращение считаются показателями чистоты
намерений: не для себя ведь, не по собственному
желанию горемыка время тратит, ему лично это
абсолютно неинтересно и на фиг не нужно, но вот
поди ж ты, заставили – он и возится. Хотя
совершенно ясно, что такой “общественный
работник” уж точно старается не для
обездоленного беспризорника. А если не для
ребенка и не для себя, то для чего? Ответ давно
известен: для галочки, для отчета, а там хоть
трава не расти.
К счастью, все сказанное – все-таки крайность,
правда реально существующая и мешающая
волонтерам и благотворителям в их помощи детям.
Личную инициативу, опыт общественных
организаций и возможности государственных
структур совсем не обязательно
противопоставлять друг другу. Гораздо
плодотворнее их объединение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|